Занятие по логопедии "зима". Конспект логопедического занятия "Зимние развлечения" в средней группе для детей с общим недоразвитием речи Конспект логопедического занятия зима младшая группа

Занятие по логопедии
Занятие по логопедии "зима". Конспект логопедического занятия "Зимние развлечения" в средней группе для детей с общим недоразвитием речи Конспект логопедического занятия зима младшая группа

Вера Курбанова
Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе «Зима»

Конспект предназначен для детей средней логопедической группы . Материал будет полезен учителям-логопедам в ДОУ .

Задачи :

1. Уточнение и расширение словаря по теме (зима , мороз, снег, лёд, снеговик, дуть, холодно) .

2. Развитие физиологического дыхания.

3. Развитие фонематического восприятия.

4. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

5. Развитие связной речи.

Оборудование : Аппликации снеговика по количеству детей, снежинки на нитке или ватка, снежинки из картона с изображением признаков зимы, сюжетная картина с изображением зимы.

Ход занятия

1. Организационный момент. Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается и раздает снежинки. Дети садятся на свои места и переворачивают картинки.

2. Логопед : Сегодня мы с вами поговорим о зиме и её признаках. У кого изображена картинка, связанная с зимой, тот поднимет руку и говорит, что на ней изображено.

Дети : У меня на картинки идёт снег, у меня дети лепят снеговика, а у меня дети катаются на санках.

3. Логопед : Молодцы! А теперь мы сделаем артикуляционную гимнастику перед зеркалом, чтобы научится красиво говорить. Выполняются упражнения «Улыбка» , «Трубочка» , «Лопатка» , «Иголочка» . После каждого упражнения дети отдыхают и проглатывают слюну. Вы хорошо выполнили гимнастику!

4. Логопед : Логопед приглашает детей к доске, на которой выставлена картинка с изображением зимы. Какое время года изображено на картинке?

Дети : На картинке нарисована зима .

Логопед : А по каким признакам вы догадались?

Дети : Вокруг лежит снег, всё белое, дети катаются на санках и коньках, лепят снежки.

Логопед : А давайте посмотрим внимательно, как одеты дети. Какая на них одежда?

Дети : Дети одеты тепло, потому что на улице холодно. Они в тёплых шубах, шапках, в перчатках и в зимних сапогах.

Логопед : А что делает мальчик в синей шапке?

Дети : Он кормят птиц хлебными крошками.

Логопед : А какой снег?

Дети : Белый, пушистый, холодный.

5. Логопед : Правильно! Вы все молодцы! На снежинки дует сильный ветер-это зимняя вьюга. Логопед дует на снежинку , которая прикреплена к нитке. Сделайте вдох и подуйте на снежинку, не раздувая щёк, а губы вытяните трубочкой. Снежинка должна быть расположена на уровне рта на расстоянии 10 см. Молодцы!

6. Логопед : К нам в гости пришёл снеговик (логопед достаёт изображение снеговика) . Но у него нет друзей, ему очень скучно. Давайте все вместе соберём ему друзей. Логопед раздаёт аппликации со снеговиками. Дети собирают поэтапно снеговиков. Замечательно!

7. Логопед : А теперь внимательно послушайте ушками и хлопните в ладоши один раз, когда услышите звук [с]. Логопед перечисляет слова , а дети хлопают : Зима , санки, мороз, снеговик, синица, заяц, декабрь, слякоть, снегирь.

8. Окончание занятия : Логопед предлагает детям вспомнить, что мы сегодня делали, и что нового узнали, что больше всего понравилось. Логопед оценивает работу детей и хвалит их.

Публикации по теме:

Конспект фронтального подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Звуки С, Сь». Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в старшей группе. Тема «Звуки [с], [с‘]. Задачи. 1. Корекционно- образовательные:.

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия в соответствии с ФГОС Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия. (в соответсвтвии с ФГОС) Вид занятия: тренировочное.

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия: «Звук [Л]» Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия. Вид занятия: тренировочное.

Конспект логопедического подгруппового коррекционного занятия по автоматизации звука [с] Конспект логопедического подгруппового коррекционного занятия по автоматизации звука "С" Подготовила и провела: логопед Шульц Ольга Викторовна.

Конспект подгруппового логопедического занятия. Дифференциация звуков [л’] и [й] в слогах, словах, фразах Тема: Дифференциация звуков "Ль" и "Й". Цель: Коррекционно- образовательные: - Уточнить и закрепить артикуляционно-акустическую характеристику.

Тема: «Домашние животные» Коррекционно-развивающие задачи: 1. Систематизировать знания детей о домашних животных и их детенышах. 2. Развитие.

Конспект подгруппового логопедического занятия «В гости к Лунтику и его друзьям» Конспект подгруппового логопедического занятия «В гости к Лунтику и его друзьям.» Задачи Образовательные: 1. автоматизировать звуки Л, ЛЬ.

  • Коррекционно – образовательные: обогащать и активизировать номинативный (название одежды) и глагольный словарь (гулять, копать, катать, лепить, кататься) по теме “Зима”; учить употреблять существительные в единственном и множественном числе; закрепить обобщающее значение слова “одежда”; учить определять признаки зимы.

    Коррекционно – развивающие: развивать зрительное восприятие; развивать мелкую моторику; развивать фонематический слух (определение единственного и множественного числа существительных).

    Коррекционно – воспитательные: воспитывать интерес к занятию, располагать ребёнка к активному сотрудничеству с педагогом.

    Материал: варежки; конфетти; картинка зимы; презентация к занятию (использование ИКТ).

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.
    2. Пальчиковая игра “Варежка”. Логопед держит за спиной варежки.

      Логопед: “ - Настенька, что у меня за спиной? Это тёплые, мягкие…показывает ребёнку и вместе называют – варежки! ” Ребёнок надевает, а затем снимает варежки.

      Логопед: “- Повторяй за мной:

      Настя варежку надела (все пальцы вместе, большой - в стороне)

      Ой, куда я пальчик дела? (прячем большой пальчик в ладошку)

      Нету пальчика, пропал,

      В свой домишко не попал! (круговые движения кистями рук)

      Настя варежку сняла,

      Посмотрите, вот, нашла! (показываем большие пальцы на обеих руках)

      Ищешь, ищешь, не найдёшь, (сжимаем, разжимаем пальчики)

      Здравствуй пальчик, как живёшь? (показываем большие пальцы)

    3. Основная часть.
    1. Игра “Что перепутал художник” (слайд №1).
    2. Логопед: “ - Какое сейчас время года?” (зима)

      Логопед: “ - Правильно! Наш художник тоже на картинке нарисовал зиму, вот только перепутал что – то. Что неправильно?”

      Ребёнок на картинке нажимает мышкой на вишенки, на ёлке, бабочку, цветочек – они исчезают. Остаётся зимний пейзаж.

      Логопед: “ - Вот теперь всё верно, молодец!”.

    3. Игра “ Зимняя одежда” (слайд №2).
    4. Логопед: “-Зимой холодно, чтобы не замёрзнуть мы одеваем тёплую одежду, а что на улицу нельзя одеть зимой?”.

      На экране зимняя и летняя одежда. Ребёнок нажимает мышкой на летнюю одежду, она исчезает, остаётся только зимняя.

      Логопед: “-Давай назовём всю одежду” (куртка, шапка, шарф, валенки, варежки).

      Логопед: “ - Как можно одним словом всё это назвать? (одежда)”.

    5. Упражнение на дыхание “ Вьюга”.
    6. Логопед: “- А ещё зимой дует сильный ветер и кружит вьюга. Вот сейчас и мы подуем на снег так, чтобы он кружился в воздухе”. Логопед с ребёнком сдувают конфетти с ладошки.

    7. Упражнение на развитие фонематического слуха (слайд № 3,4, 5, 6).
    8. Логопед: “ - Внимательно слушай, какое слово я буду называть, и нажимай на картинку, если услышишь и нажмёшь правильно, картинка исчезнет” (снеговик, снежинки, шапка, варежки).

    9. Физминутка “Снег летит”.
    10. Логопед: “ - Повторяй за мной!”

      Снег летит, снег летит (движение обеих рук сверху вниз),

      На дома и крыши (изображение крыши руками над головой).

      Тихо к нам идёт зима (имитация ходьбы на носочках),

      Мы её не слышим (водим указательным пальчиком влево, вправо).

    11. Игра “Зимние развлечения” (слайд №7, 8, 9, 10).

    Логопед: “ - Давай узнаем, что дети любят делать зимой?” (гулять, копать, катать, лепить, кататься).

    1. Итог занятия.

    Логопед: “ - Про какое время года мы говорили? (про зиму) Ты хорошо занималась, молодец!”

  • Обобщать и закреплять знания по теме;
    - Развивать ассоциативную связь, используя компьютерные технологии.
    - Формировать уверенность в образовании и употреблении родственных слов;
    - Развивать связную речь, творческое воображение;
    - Продолжать формировать умение выделять главное, скрытый смысл, делать умозаключения.
    - Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным и птицам,
    - Учить проявлять его практически.

    Оборудование: сюжетные и предметные картинки по теме, серия сюжетных картин «Кормушка».

    Предварительная работа: изучение лексических тем: «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Домашние животные».

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Логопед читает стихотворение С. Маршака «Зима»:

    Сыплет, сыплет снег охапками
    На поля зима.
    До бровей накрылись шапками
    Во дворах дома.
    Ночью вьюга куролесила,
    Снег стучал в стекло.
    А сейчас – гляди, как весело
    И белым-бело.
    Беседа о зиме:

    Что такое зима?
    - когда наступает она?
    - какая зима?
    - что вам нравится зимой?
    - объяснить понятия: вьюга, куролесила, охапками.

    2. Дети читают стихи, выученные заранее:

    Всех сегодня удивила
    И немного рассмешила,
    Тихо-тихо к нам пришла,
    Наша зимушка-зима!

    Снег охапками бросала.
    Окна всем разрисовала.
    Куролесила до слёз,
    Всюду стужа и мороз.

    Все дворы запорошила
    Детвору развеселила
    Вот санки и снежки
    Толстые снеговики!

    Мерзнут бедные зверюшки,
    И пернатые пичужки.
    Заяц мчится от лисы.
    Как дожить им до весны?

    3. Компьютерная игра: «Кто, где зимует?», с использованием слайдов с изображением животных.

    Логопед предлагает детям стать вокруг компьютера и помочь в рассказывании стихотворения, договаривая последние слова, на мониторе появляются соответствующие картинки животных. Последние две строчки картинками не животных, а их жилища. Затем на мониторе все жилища животных, а животные расположены внизу. Предлагается детям самим назвать, кто, где живет, перетаскивая мышкой животных в их жилище.

    «Кто где живет?»

    Медведь спит (в берлоге)
    Воробей сидит (под крышей)
    Лиса устроилась (в норе)
    Жучка в теплой (конуре)
    Белка спряталась (в дупле),
    Ежик спит в сухой (траве).
    В логове лежит (волчица),
    Под кустом дрожит (зайчишка).

    При необходимости давать подсказку. Повторяют еще раз, дети участвуют более активно.

    4. Физ. минутка: « Про зиму»:

    Вьюга злится, (руки перед собой, сжимать, разжимать кулачки)
    Снег кружится, (волнообразные движения руками в стороны)
    В конуре неважно спится. (дом руками над головой)
    Даже смелый пес Трезор (пальчиками показать собаку, двумя руками)
    Стал проситься в коридор. (средние пальчики открываются — закрываются)

    5. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Кормушка», Р. А. Васильева, Г. Ф. Суворова: «Альбом сюжетных картинок по развитию речи».

    Даны три картинки. Их объединяет сюжет: забота о птицах. Составляя рассказ по этим картинкам, кроме задачи по развитию речи детей, развитию творческого воображения, ставится воспитательная задача: формировать заботливое и бережное отношение к братьям нашим меньшим.

    Первая картинка: Заснеженный сквер. На одном из деревьев висит кормушка, она занесена снегом. На ветках сидят снегири, синички, ворона.

    Вторая картинка: В сквер пришли дети. Они решили помочь птицам. Одни сметают снег с кормушки, другие насыпают корм, развешивают ягоды и кусочки сала.

    Третья картинка: Дети отошли в сторонку, к скамейке. Они наблюдают за птицами и улыбаются. На кормушке «птичий обед».

    Вводная беседа:

    Каких зимующих птиц вы знаете?
    - Почему зимой птицы жмутся к жилью?
    - Чем можно помочь нашим пернатым друзьям?

    Выставляется сразу все три картинки. Детям предлагается рассмотреть их, разложить по порядку, а затем составить рассказ по каждой из картинок, по очереди. В ходе составления рассказа давать подсказки и помощь. Особо выделить описание зимней природы в начале рассказа. Можно опираться на личный опыт: а вы помните, когда проснулись утром, а на улице все белым-бело.

    Когда рассказ будет составлен, предложить оценить поступок детей, подобрать слова, характеризующие детей, их действия. Затем дети озаглавливают каждую часть (картинку) рассказа, и рассказ в целом. Если дети хорошо справляются с заданиями, можно предложить озаглавить словами-действиями, словами-признаками. Например:

    1. Снег. Засыпало. Помогите! Встревоженные, голодные.

    2. Помощники. Выручают. Дружные.

    3. Веселое щебетанье. Радуются. Веселые.

    Подводится краткий итог составления рассказа. Выводы.

    Игровая ситуация: Птицы просили помочь им, найти родственников зиме.

    Вспомнить, что такое «родственные слова», подобрать такие слова к слову – зима: (зимушка, зимовать, перезимовать, зимовье, зимние, зимующие, и т. д.)

    6. Итог занятия.

    Циркунова Нина Ивановна,
    учитель-логопед высшей
    квалификационной категории
    МБДОУ детский сад №10
    г. Апшеронск, Краснодарского края

    Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Зима»

    (Первый год обучения)


    Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

    Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

    Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласктельными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

    Коррекционно-развивающие цели:

    Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением.

    Коррекционно-воспитательные цели:

    Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

    Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.

    1. Организационный момент

    – Сядет тот, кто отгадает мои загадки

    Странная звездочка Что за нелепый человек

    С неба упала Пробрался в 21 век?

    Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,

    Легла и пропала. Боится солнца и тепла.

    (снежинка) (снеговик)

    Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,

    По городу идет: Да не вставишь его в окно.

    Всем щеки нарумянит, (лед)

    Всех ущипнет за нос.

    (мороз)

    Наступили холода, Он летает белой стаей,

    Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.

    Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает

    Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.

    Перестал медведь реветь – (снег)

    В спячку впал в бору медведь.

    Кто скажет, кто знает,

    Когда это бывает?

    (зимой)

    2. Беседа о времени года

    – Как вы думаете, какое сейчас время года?

    – Как вы догадались?

    – Какой день зимой?

    – Какая ночь?

    – Что можно сказать о снеге?

    – Какой бывает лед?

    – Перечислите зимние месяцы.

    3. Упражнение «Снежинки»

    – Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

    Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

    – Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

    Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

    4. «Что бывает зимой?»

    – Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше.

    – Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?

    – Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним.

    Логопед просит детей по одному отобрать картинки, на которых изображены зимние явления и назвать их.

    5. Дидактическая игра «Подбери слова»

    – зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Мороз (что делает?) - трещит, щиплет, кусает…

    Метель (что делает? - вьется, бушует, воет, метет… .

    Снег (что делает?) - идет, летит, падает, кружится… .

    Дети (что делают?) - гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

    6. Игра «Назови ласково» с мячом

    – Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

    Снег-снежок Сосулька – сосулечка

    Мороз- морозец Дерево- деревце

    Ветер- ветерок Горка – горочка

    Лёд- ледок Холод- холодок

    Зима- зимушка Санки- саночки

    7. Составление предложений о зиме по картине

    Логопед помещает на наборное полотно картину.

    – Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

    – Верно. На прошлом занятии мы рассматривали эту картину и рассказывали о ней. Сейчас каждый из вас придумает предложение и скажет нам.

    – Начните свое предложение со слова снег, деревья, небо, дети.

    Логопед помогает детям, если они затрудняются говорить полными предложениями.

    – Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание.

    8. Упражнение «Что изменилось?»

    Логопед помещает на доску предметные картинки с изображением зимы.

    – Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.

    9. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

    Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

    Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.

    Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.

    Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

    С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.

    А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стор.

    Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

    Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп

    10. Упражнение «Где это бывает?»

    – Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.

    Логопед выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы, для закрепления в речи предлога на.

    – Где лежит снежинка?
    – Где висит сосулька?
    – Где замерз лед?
    – Где катаются дети?
    – Где слепили снеговика?
    – Где стоят санки?

    11. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

    – Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?

    а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

    Снег какой? - (белый, пушистый, холодный, рассыпча­тый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).

    День какой? - (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

    Ночь какая? - (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

    Лед какой? - (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

    Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

    Светлана Иванова
    Конспект логопедического занятия «Зимушка-зима»

    Цель : формирование лексико-грамматических средств языка.

    Коррекционно – образовательная задача : закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный", замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать). Закреплять умения подбирать однородные определения, грамматически правильно строить предложения, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.

    Коррекционно – развивающая задача : развитие слухового и зрительного внимания, мышления, речевого дыхания, тонкой и общей моторики, творческого воображения, координации речи с движением, диалогической речи.

    Коррекционно – воспитательная задача : формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

    Оборудование. Игрушка Снеговик, письмо, сюжетные картинки по теме «Зима» , магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро» , индивидуальные цветные листы, белая гуашь, краски, елка, бумажные снежинки.

    Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание стихотворений о зиме. Знакомство детей с пословицами и поговорками о зиме. Лепка и украшение снеговика на участке.

    воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе.

    Ход занятия

    1. Организационный момент. Звучит аудиозапись «Зимнее утро» . Приходит в гости Снеговик и приносит письмо.

    Логопед : Ребята, давайте откроем письмо и прочитаем. В письме загадки.

    Сядет тот, кто отгадает мои загадки :

    Странная звездочка Что за нелепый человек

    С неба упала Пробрался в 21 век?

    Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,

    Легла и пропала. Боится солнца и тепла.

    (снежинка) (снеговик)

    Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,

    По городу идет : Да не вставишь его в окно.

    Всем щеки нарумянит, (лед)

    Всех ущипнет за нос.

    (мороз)

    Наступили холода, Он летает белой стаей,

    Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.

    Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает

    Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.

    Перестал медведь реветь – (снег)

    В спячку впал в бору медведь.

    Кто скажет, кто знает,

    Когда это бывает?

    (зимой)

    Логопед . Ребята, какое сейчас время года?

    Дети. Зима.

    2. Сообщение темы занятия .

    Логопед . Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить на занятии ?

    Дети. Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме.

    Логопед . Что лежит кругом?

    Дети. Кругом лежит снег.

    Логопед . Что на реке?

    Дети. На реке лёд.

    Логопед . Что на улице? Почему холодно?

    Дети. На улице мороз.

    3. Мимические упражнения

    Выразить свое состояние и настроение в разное время зим мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду. Передать гневную интонацию деда Мороза.

    Дед Мороз проспал в постели,

    Встал, сосульками звеня : -

    Где вы, вьюги и метели?

    Что не будите меня?

    Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы.

    Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю.

    А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

    Упражнения для щек и губ

    Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

    Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

    Упражнения для языка

    Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести - восьми» ).

    Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой» .

    Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы выгнуть спинку языка «горочкой» .

    Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

    Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот оп крыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

    Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга : «З-з-з-з-з-з» . (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги : «М-м-м-м-м-м» . (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стону дубы : «М-м-м-м-м-м» . (Громко, низким голосом.) Стонут березы «М-м-м-м-м-м» . (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели : «Ш-ш-п : Ш-HI-HI» . Стихает вьюга : «С-с-с-с-с-с» .

    5. Дидактическая игра «Назови как можно больше красивых слов» .

    Дети отвечают на вопросы : какой, какая?какое?

    Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

    Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.

    Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

    День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

    Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

    6. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять» .

    Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

    Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.

    Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.

    Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

    С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.

    А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и др. стор.

    Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

    Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп.

    7. Дидактическая игра «Чем отличаются снеговики?»

    Логопед . Что можно слепить из снега?

    Дети. Снежную бабу, снеговика.

    Логопед . На доске картинки, где нарисованы два снеговика.

    Чем отличаются эти снеговики?

    Дети называют отличия.

    8. Дидактическое упражнение «Закончи предложение» .

    Мы решили слепить снеговика.

    Мы приделали нос-морковку нашему (снеговику) .

    Мы показали соседям нашего (снеговика) .

    Мы играли со (снеговиком) .

    Мы рассказали о (снеговике) .

    9. Игра «Назови ласково» со снежком.

    Пришло время поиграть в снежки. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

    Снег-снежок Сосулька - сосулечка

    Мороз- морозец Дерево- деревце

    Ветер- ветерок Горка - горочка

    Лёд- ледок, льдинка Санки- саночки

    Холод- холодок

    Зима- зимушка

    10. Физминутка (сопровождение речи с движениями) .

    «Как на горке снег, снег»

    (Поднять руки вверх, на слова «снег» , «снег» ,

    И под горкой – снег, снег,

    (Опустить руки вниз.)

    И на ёлке – снег, снег.

    (Соединить ладони над головой «домиком» )

    И под ёлкой – снег, снег.

    (Опустить руки вниз.)

    11. Дидактическая игра «Волшебные снежинки» .

    Логопед . Ребята, посмотрите, на елке висят снежинки. Вам нужно каждому выбрать понравившуюся снежинку и посмотреть, сколько на ней точек. Сколько точек, на снежинке, столько и слов будет в вашем предложении.

    Логопед предлагает детям выбрать по одной снежинке.

    Логопед . Сколько слов будет в предложении?

    Дети. Два слова.

    Логопед . Составьте предложение из двух слов, используя слово снег.

    Дети. Снег идёт.

    Логопед : «А у тебя сколько точек?» .

    Дети. Три точки.

    Логопед . А сколько сейчас слов будет в предложении?

    Дети. Три слова.

    Логопед . Составьте предложение из трёх слов, используя слово снежинка.

    Дети придумывают предложение.

    Логопед . Сколько сейчас слов будет в предложении?

    Дети. В предложении будет четыре слова.

    Логопед . Составьте предложение из четырёх слов, используя слово горка.

    Дети придумывают предложения.

    Дети катаются с горки.

    И т. д. меняя слова.

    12. Дидактическая игра «Нарисуем и раскрасим снеговика» .

    Логопед . Детям каждому дают цветные альбомные листы и белую гуашь. Самостоятельно рисуют и раскрашивают своего снеговика.

    13. Итог занятия . Оценка деятельности детей.

    О каком времени года мы говорили на занятии ?

    Дети. Мы говорили о зиме.

    Логопед . Что вам понравилось на занятии ?

    Индивидуальные ответы детей.