Социально демографические проблемы мира. Демографические проблемы современности

Социально демографические проблемы мира. Демографические проблемы современности

Глобальная демографическая проблема состоит из двух частей:

  1. быстрый и слабо контролируемый рост населения развивающихся стран
  2. старение населения развитых стран и многих государстве переходной экономикой.

История развития демографической проблемы

Никогда за всю историю человечества темпы роста населения мира не были столь высокими, как во второй половине XX — начале XXI в. За период с 1960 по 1999 г. население планеты удвоилось (с 3 млрд до 6 млрд чел.), а в 2007 г. составило 6,6 млрд чел. Хотя среднегодовые темпы прироста населения мира снизились с 2,2% в начале 60-х гг. до 1,5% в начале 2000-х гг., абсолютный годовой прирост возрос с 53 млн до 80 млн чел.

Демографический переход от традиционного (высокая рождаемость — высокая смертность — низкий естественный прирост ) к современному типу воспроизводства населения (низкая рождаемость — низкая смертность — невысокий естественный прирост населения ) завершился в развитых странах в первой трети XX в., а в большинстве — в середине прошлого столетия. Тогда же, в 1950-1960-е гг., начался демографический переход в ряде стран и регионов остального мира, который начинает завершаться лишь в Латинской Америке, Восточной и Юго-Восточной Азии и продолжается в Восточной Азии, Африке южнее Сахары, на Ближнем и Среднем Востоке.

Быстрые темпы роста населения по сравнению с темпами социально-экономического развития в этих регионах ведут к обострению проблем занятости, продовольственного положения, земельного вопроса, к низкому уровню образования, ухудшению здоровья населения. Эти страны видят решение своей демографической проблемы в ускорении и одновременном снижении рождаемости (примером может быть Китай).

Демографическое старение и его последствия для современного общества

В странах Европы, в Японии и ряде стран СНГ с последней четверти XX в. происходит демографический кризис, проявляющийся в медленном росте и даже естественной убыли и старении населения, стабилизации или сокращении его трудоспособной части. Демографическое старение (увеличение доли населения в возрасте старше 60 лет свыше 12% общей численности населения, старше 65 лет — сверх 7%) — это закономерный процесс, в основе которого лежат успехи медицины, повышение и другие факторы, способствующие продлению жизни значительной части населения.

Для экономики развитых и переходных стран увеличение продолжительности жизни населения имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К первым относится возможность продления трудовой деятельности пожилых граждан сверх нынешнего порога пенсионного возраста. Ко вторым следует отнести проблемы как материального обеспечения пожилых и престарелых граждан, так и их медицинского и бытового обслуживания. Принципиальный выход из такого положения лежит в переходе к накопительной пенсионной системе, в которой ответственность за размер своей пенсии несет прежде всего сам гражданин.

Что касается такого аспекта демографической проблемы в этих странах, как сокращение , то его решение видится прежде всего в притоке иммигрантов из других стран.

1)социально-демографические проблемы как часть глобальных проблем человечества.

2)сущность "демографического взрыва" и его связь с другими глобальными проблемами.

3)чем вызван демографический кризис в экономически развитых странах.

4)Проявления и последствия "демографического взрыва"

а)массовые голод, болезни, неграмотность, отсутствие нормального жилья;

б)безработица;

в)массовые миграции;

г)проблемы ассимиляции приезжих;

5)Пути преодоления социально-демографических проблем; а)решение проблемы регулирования численности народонаселения;

б)осуществление продуманной демографической политики; в)международное сотрудничество в решении социально- демографических проблем.


2) Цель образования

3) Функции образования:

а) экономическая б) социальная

в) культурная

4) Система образования России:

а) сеть образовательных учреждений

б) совокупность образовательных стандартов и программ в) органы управления образованием

г) комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования

5) Общие тенденции в развитии образования:

а) демократизация системы образования б) рост продолжительности образования в) непрерывность образования

г) гуманизация образования

д) гуманитаризация образования

ж) интернационализация процесса образования з) компьютеризация процесса образования

Деятельность – основа существования и развития общества.

I. Понятие деятельности

II. Отличие деятельности людей и животных

III. Структура деятельности

1. понятие субъекта

2. понятие объекта

3. понятие цели

4. понятие результата

IV. Мотивы деятельности

1. потребности

2. социальные установки

3. убеждения



4. интересы

V. Базисные потребности по А.Маслоу

VI. Основные виды деятельности

Конформизм и девиантное поведение.

1. Понятие социальных норм

2. Конформизм как поведение соответствующее определенным нормам

3. Понятие о девиантном поведении

4. Типы девиантного поведения а)культурно одобряемые отклонения б)культурно неодобряемые отклонения в)индивидуальный

г)групповой

5. Типы девиантного поведения на основе целей а)деструктивный

б)асоциальный в)противоправный

6. Причины отклоняющегося поведения:

а)биологические б)психологические в)социальные

7. Проблема распространения негативного девиантного поведения в современном обществе

Общественный прогресс

1. Основные подходы к пониманию сущности общественного прогресса:

а) Античные мыслители об умственном прогрессе. б) Средневековые представления о прогрессе как необходимом условии достижения морального идеала (царства Божия на земле).

в) Эпоха Возрождения - понимание прогресса как усиления

власти человека над природой.

г) Новое время - идея политического прогресса в его противоречивости.

д) 19 век - эволюционная теория прогресса. е) Современное понимание прогресса.

2. Критерии общественного прогресса:

а) Способность человечества противостоять саморазрушению (энтропии).

б) Увеличение степени свободы человека, его способности к творчеству, самовыражению.

в) Степень реализации счастья как основного смысла человеческого существования.

г) Социально-экономический уровень жизни.

3. Противоречивость общественного прогресса.

4. Движущие силы и факторы, оказывающие влияние на

общественный прогресс.

20) Многовариантность и движущие силы развития общества

1. Источники и движущие силы развития общества:

а) объективные, независимые от воли и сознания человека

б) человек как самостоятельный субъект общественной жизни

2. Понятия "прогресс" и "регресс" в развитии общества.

3. Современные подходы к развитию общества:

а) формационный подход;

б) стадиально-цивилизационный подход;

в) локально-цивилизационный подход.

4. Эволюция и революция как формы социального

изменения.

Наука в жизни современного общества

1. Понятие науки:

а)наука как социальный институт

б)наука как отрасль духовного производства

в)наука как особая система знаний

2. Виды науки

а) фундаментальные науки б) прикладные науки

в) классификация наук в зависимости от предмета и метода познания

3. Специфические признаки науки

4. Функции современной науки: а) Культурно-мировоззренческая б) Познавательно-объяснительная

в) Прогностическая г) Интеграционная д) Социальная

е) Производственная

5. Развитие науки.

6. Особенности научной картины мира.

Глобальные проблемы человечества - угроза 21 веку

1. Что такое глобальная проблема человечества?

2. Особенности глобальных проблем:

а)планетарный характер

б)угроза гибарели всему человечеству в)необходимость коллективных усилий мирового сообщества

3. Причины возникновения глоб.пробл.человеч-ва

4. Примеры глоб.пробл.: а)экологическая б)демографическая в)продовольственная г)сырьевая д)энергетическая

е)мира и разоружения (предотвращение новой мировой войны)

ж)преодоление отсталости развивающихся стран ("север-

5. Основные направления разрешения глобальных проблем: а)наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете

б)четкая международная система прогнозирования в)вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень

г)концетрация усилий всех стран по решению глоб.пробл.

человеч-ва

д)формирование нового планетарного сознания на принципах гуманизма

Развитие общества

1.Признаки общества.

2.Типы обществ. а)традиционное

б)индустриальное в)пост-индустриальное

3.Эволюция общества,законы развития

4.Социальный прогресс

5.Формы прогресса а)реформисткая б)социальные реф. в)полит.реф. г)экономич.реф. б)революционная


2. Общественно-экономическая формация как ключевое понятие

3. Структура общества по формационному подходу:

а)надстройка, б)базис,

в)производственные силы

4.Формации: а)Первобытно-общинная б)рабовладельческая в)феодальная

г)капиталистическая д)коммунистическая

5. Термин цивилизация:

а)как определенная стадия в развитии локальных культур

б)как ступень исторического развития в)как синоним культуры

г)как уровень (ступень) развития того иди иного региона либо отдельного этноса.

6. Теория цивилизации как подход к изучению общества: а)Стадиальный подход: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный

б)Локальный подход: современные типы и структура

7.Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов к изучению общества

Общество и природа

1. Общество и природа - органические части материального мира.

2. Влияние природы на общественные процессы:

а) темпы и качество социальной динамики

б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация

в)особенности ментальности, мироощущения и характера людей

г) природные катаклизмы и их социальные последствия

3. Воздействие общества на природную среду:

а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека

использование возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов

в) использование флоры и фауны

г) создание преобразований человеком природной среды

4. Значение природы для человека и общества а) кладовая ресурсов

б) естественная среда обитания

в) источник вдохновения и красоты

5. Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития

Демографическая проблема - это проблема, имеющая противоположные аспекты:

Проблема демографического кризиса развитых стран, которая привела к быстрому старению и сокращению численности населения (процесс депопуляции);

Проблема быстрого роста численности населения в развивающихся странах.

Развитие народонаселения - это единственный вид развития, в котором средства совпадают с целью. Цель - совершенствование человека и улучшение качества его жизни, средства - сам человека как основа экономического развития. Демографическое развитие - не только рост населения, оно включает в себя вопросы природопользования, роста численности населения относительно территорий и ее природно-ресурсной основы (фактор демографического давления, состояние и качество окружающей природной среды, этнические проблемы и пр.).

Говоря о причинах перенаселенности, можно сосредоточить внимание на чрезвычайном количестве населения, а можно - на недостаточно высоком уровне развития производительных сил. Вторая причина в настоящее время является ведущей.

Население нашей планеты составляет более 5,5 млрд. человек и растет очень быстро. За ближайшие 10 лет население Земли увеличится еще на один млрд. жителей. Более половины населения земного шара концентрируется в Азии - 60%. Свыше 90% общего прироста населения приходится на менее развитые регионы и страны и на перспективу эти страны сохранят высокие темпы прироста.

Для большинства экономически развитых стран с более высоким жизненным уровнем и культуры населения характерен пониженный уровень рождаемости, что объясняется многими причинами, в том числе более поздними сроками завершения своего образования и формирования семьи. В наименее развитых странах все сильнее проявляется тенденция к понижению уровня рождаемости, но в целом традиционно высокий уровень сохраняется.

В наше время последствия прироста населения приобрели такую актуальность, что получили статус глобальной проблемы. Именно народонаселение рассматривается многими как один из факторов угрожающих самому выживанию цивилизации, т.к. с учетом роста потребления ресурсов природы, технической и энергетической оснащенности давление населения на территорию будет непрерывно возрастать.

При этом надо иметь в виду, что социально-демографическая ситуация в развитом и развивающемся мире носит диаметрально противоположный характер (термин - демографически разделенный мир).

Всего лишь 5% прироста мирового населения приходится на экономически развитые страны, большинство из которых находится в северном полушарии. Этот прирост происходит благодаря снижению уровня смертности и увеличению ожидаемой продолжительности жизни. Уровень рождаемости в большинстве экономически развитых стран уже сейчас недостаточен даже для обеспечения простого воспроизводства населения.


Не менее 95% прироста мирового населения в ближайшие годы придется на развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки. Динамичный рост населения этих стран - одна из важнейших социально-экономических проблем общемирового значения. Он получил громкое название «демографический взрыв» и удачно подчеркивает суть процесса воспроизводства населения в этих странах - выход его из-под контроля общества.

В настоящее время практически все территории с более менее благоприятными условиями обитания и ведения хозяйства заселены и освоены. Причем на 8% территории земли сосредоточено около 75% населения. Это вызывает огромное «давление населения» на территории, особенно там, где хозяйственная деятельность ведется тысячелетиями. Вне зависимости от характера используемых технологий, уровня потребления или отходов, масштабов нищеты или неравенства большее по численности населения оказывает большее воздействие на окружающую среду.

Прогресс техники и технологии, развитие транспорта, необходимость создания новых ресурсных районов вызывают продвижение людей в районы в экстремальными природными условиями (тайга, тундра и др.). с учетом хрупкости экологических систем в экстремальных районах эти нагрузки ведут к нарастающему разрушению природной среды. Из-за целостности всей природы мира возникает экологический стресс глобального значения.

«Демографическое давление» осложняет не только продовольственную или экологическую ситуацию, но и оказывает негативное воздействие на процесс развития. Например, быстрый рост народонаселения не позволяет стабилизировать проблему безработицы, затрудняет решение проблем образования, здравоохранения и др. Иными словами, любая социально-экономическая проблема включает в себя и демографическую.

Современный мир становится все более урбанизированным. В недалеком будущем в городах будет проживать более 50% человечества.

В развитых капиталистических странах доля городского населения достигает 80%, здесь находятся крупнейшие агломерации и мегаполисы. Таким образом проявляется кризис городов, когда концентрация промышленности и автомобильного транспорта резко ухудшают экологическую ситуацию.

Урбанизация органично связана с большинством глобальных проблем. Города в силу особенно высокой территориальной концентрации в них населения и экономики сосредоточили и основную часть военно-экономического потенциала. Они же - возможные цели ядерного и обычного оружия.

Города являются крупнейшими центрами потребления всех природных ресурсов, что связано с глобальной проблемой ресурсопотребления. К тому же непрерывное разрастание городов приводит к поглощению ими ценных земельных угодий, особенно в развивающихся странах.

Таким образом, урбанизация на рубеже третьего тысячелетия остается одним из важных глобальных процессов.

Homo sapiens - человек разумный как вид живых существ, вершина творения жизненных форм на Земле - существует на планете около 100 тысяч лет, но лишь примерно 8 тысяч лет назад на Земле стало насчитываться около 10 миллионов человек.

Численность землян увеличивалась очень медленно, пока они жили охотой и собирательством, вели образ жизни кочевников, но с переходом к оседлому земледелию, к новым формам производства, особенно промышленного, число людей стало быстро увеличиваться.

С середины XX века происходит беспрецедентный в истории человечества рост численности мирового населения.

Если этот рост продолжится хотя бы ещё пару веков, вся земная поверхность заполнится жителями с плотностью населения сегодняшней Москвы. А через шесть столетий на каждого жителя планеты останется лишь 1 кв. м. земли.

По прогнозам экспертов ООН, к 2025 году население мира достигнет 8,3 млрд. человек. В настоящее время на земном шаре ежегодно рождается свыше 130 млн. человек, умирает 50 млн.; таким образом, прирост населения составляет примерно 80 млн. человек.

Сущность демографической проблемы

Сущность демографической проблемы отображена в современной демографической ситуации:

  1. В развитых странах, с прогрессивными экономическими преобразованиями, наблюдается демографический кризис, характеризующийся падением рождаемости, сокращению численности населения и его старению.
  2. Демографическая проблема в развитых странах появляется через повышение числа абортов (Германия, Франция, Бельгия, Дания, Венгрия), а также увеличение случаев суицида.
  3. В странах Африки, Азии, Латинской Америки происходит стремительный рост населения. Развивающиеся страны все менее способны обеспечить свое население необходимым продовольствием, материальными благами, дать элементарное образование, предоставить работу трудоспособным лицам. Возрастает нагрузка нетрудоспособного населения на трудоспособное.
  4. В странах третьего мира проживает населения в 3раза больше, чем в развитых странах.
  5. Демографический взрыв наблюдается в развивающихся странах, с наиболее низким уровнем экономического и социального развития. Во многих из таких стран проводятся мероприятия по снижению рождаемости, однако большинство населения отличается неграмотностью.
  6. Стремительно растут экологические проблемы, загрязнение окружающей среды, намного превышены предельно допустимые нагрузки на экосистему.

Демографическая проблема тесно взаимосвязана с другими глобальными проблемами:

  • проблема нехватки ресурсов,
  • экологическая проблема,
  • топливно-энергетическая проблема.

Пути решения демографической проблемы

Замечание 1

Демографическую проблему можно решить только, соединив усилия всего мирового сообщества. В числе первых участники Римского клуба известили мировое сообщество о глобальных предстоящих демографических проблемах.

Пути решения проблемы:

  • реализация демографической политики;
  • регулирование численности населения через планирование семьи;
  • проведение социально-экономических преобразований, ведущих к повышению уровня жизни, и, как следствие, к стабилизации численности населения через снижение рождаемости;
  • сбор, анализ и распространение информации о демографической ситуации;
  • разработка рекомендаций для государств-членов ООН, международного сообщества по осуществлению демографической политики;
  • исследование и анализ проблем народонаселения, взаимодействия социальных, демографических, экономических и экологических процессов;
  • проведение конференций на межправительственном уровне по народонаселению.

Для обеспечения населения необходимыми материальными и сельскохозяйственными продуктами необходимо:

  • повышать продуктивность сельскохозяйственных культур;
  • выводить более продуктивные породы домашнего скота;
  • широко внедрять аквакультуру;
  • более полно использовать биологическую продуктивность Мирового океана;
  • внедрять энергосберегающие технологии;
  • снизить потребление природных ресурсов.

По решению демографической проблемы разработаны и внедряются международные программы.

  • В 1969 году создан фонд ООН, функционирующий в области народонаселения.
  • Проведены три Всемирные конференции по проблемам народонаселения.
  • В1997 году в Бухаресте была разработана и охватила более 100 стран Всемирная программа в области народонаселения, включающая порядка 1400 проектов.

Основные вопросы, внесенные в программу:

  • разработка законов, обеспечивающих эффективную поддержку семьи, содействие ее стабильности;
  • темпы прироста населения;
  • вопросы рождаемости и смертности;
  • вопросы миграции;
  • проблема урбанизации.

Замечание 2

Для действенного решения проблемы народонаселения необходимы эффективные и качественные социально-экономические преобразования. Всемирная программа указывает на тесную взаимосвязь между устойчивым экономическим ростом, стабильным развитием и народонаселением.

Во многих странах проводится политика по регулированию роста населения, направленная на его рост или снижение:

  • запрет иметь более 1-2 детей (Китай, Индия);
  • предоставление дополнительных льгот семьям, имеющим одного ребенка (Китай);
  • пропаганда малодетности/многодетности;
  • предоставление пособий и льгот семьям, имеющим детей (Россия);
  • улучшение медицинского обслуживания и социального обеспечения.