Минстрой объяснил, как платить за общедомовые нужды. Расчет одн по электроэнергии в многоквартирном доме Разъяснения минстроя по начислению одн

Минстрой объяснил, как платить за общедомовые нужды. Расчет одн по электроэнергии в многоквартирном доме Разъяснения минстроя по начислению одн

Минстрой разрешил платить за содержание общего имущества в многоквартирном доме меньше нормативов - по показаниям общедомовых счетчиков.

С 1 января за общедомовые нужды платят по региональным нормативам. Некоторые управляющие компании использовали новый закон, чтобы дополнительно обогатиться за счет жильцов. Они начисляли оплату за общедомовые нужды по нормативам, даже если в доме экономили электроэнергию и воду на общие нужды.

Минстрой объяснил, когда можно платить меньше нормативов. Если расход ресурсов по общедомовому счетчику ниже нормы, оплачивать нужно только фактическое потребление.

Стоит проверить свои квитанции и разобраться с управляющей компанией.

Еще Минстрой поручил регионам учитывать технические особенности домов, даже если эти параметры не указаны в общих правилах . Например, в общих правилах нет энергосберегающих мероприятий, но их нужно принимать во внимание.

Что такое общедомовые нужды?

В многоквартирных домах есть общее имущество: подъезды, двор, лифт, домофон, подвал. Их нужно убирать, освещать и отапливать. Эти расходы пропорционально распределяются между собственниками квартир.

Платить за содержание общего имущества жильцы должны по закону. Эти платежи начисляют по умолчанию, от них нельзя отказаться. В каждом квитке за коммунальные услуги уже есть эта сумма.

Как было раньше?

До 1 января 2017 года общедомовые нужды указывались в квитанциях отдельной строкой. Управляющие компании по-разному начисляли эти платежи, а нормативы никто не регулировал. В одном доме за свет в подъезде жильцы платили по 200 рублей, а в другом - по 1000 рублей.

УК сами вписывали в квитанции счета за общедомовые нужды - без контроля и по своим схемам. А с поставщиками ресурсов рассчитывались по фактическому потреблению. Это позволяло им извлекать прибыль за счет жильцов дома. Например, сдавать лифтерную под салон красоты, а расход воды распределить между жильцами.

Или теща директора управляющей компании живет в вашем доме и не платит за свет. Ее расходы включают в квитанции других жильцов. Никто не сможет проверить начисления, поэтому все платят за соседку под видом общедомовых нужд.

Присмотрись 👀 к своей УК

И что изменилось?

С 1 января общедомовые нужды исключили из квитанций. Теперь расходы на содержание общего имущества включаются в индивидуальный счет. Например, в строке за электроэнергию указывается плата за свет в квартире и за свет в подъезде и лифте.

К 1 июня 2017 года регионы установят нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Жильцы должны оплачивать только эти нормативы. Превышение оплатит УК или ТСЖ .

Например, в одном доме УК работает хорошо: в подъездах утеплили двери, установили датчики движения и доводчики, отремонтировали кран в подвале, вставили пластиковые окна на площадках. В другом доме УК работает плохо: из окон на лестничных пролетах дует, батареи работают на полную мощность, в подвале протекают трубы, а свет у входной двери никогда не выключается. Вторая компания не сможет включить перерасход электроэнергии и воды в квитанции жильцов и сама заплатит за превышение нормативов.

Так что и кому разъяснил Минстрой?

По закону за общедомовые нужды жильцы должны платить не больше нормативов. Но нет прямого указания на то, что можно платить меньше.

Некоторые управляющие компании пользуются этим и считают общедомовые нужды по нормативам. А во многих регионах новые нормативы еще не утверждены и используются расчеты трехлетней давности.

Из-за этого для жильцов некоторых домов с датчиками движения, современными лифтами и утепленными подъездами с 1 января выросли расходы на содержание общего имущества. Например, в прошлом году управляющая компания считала общедомовые нужды по своей схеме, учитывала энергосберегающие мероприятия и фактический расход. А с этого года стала считать общедомовые нужды по нормативу - как написано в законе. Из-за неправильного толкования закона жильцам приходится платить больше.

Минстрой объяснил, что платить больше нормативов жильцы не могут, а меньше - могут. Это письмо он направил губернаторам, чтобы те навели порядок в регионах.

  1. Снять показания общедомовых счетчиков.
  2. Посчитать объем услуг по индивидуальным счетчикам.
  3. Найти разницу между общим и индивидуальным потреблением.
  4. Сравнить разницу с нормативом.
  5. Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив. Остальное оплачивает УК .
  6. Если разница меньше, жильцы платят только за фактическое потребление.

Если в доме нет общих счетчиков, то и узнать фактический расход нельзя. Тогда нужно платить по нормативам.

Где брать эти нормативы?

Нормативы устанавливают региональные власти. Во всех регионах новые нормативы должны рассчитать до 1 июня 2017 года. Если новых нормативов нет, используются те, которые действовали на 1 ноября 2016 года.

Например, в Удмуртии для некоторых видов общедомовых услуг действуют нормативы 2013 года. В Белгородской области нормативы установили в 2015 году. А в Московской области - в октябре 2016 года.

Нормативы зависят от технических особенностей многоквартирного дома: года постройки, этажности, вида отопления, размера ванн, наличия унитазов и центральной канализации.

В письме губернаторам Минстрой поручил учитывать при расчете нормативов даже те параметры, которых нет в общих правилах.

Например, в одном кирпичном доме с центральным водоснабжением и канализацией установлены датчики движения, энергосберегающие лампочки и терморегуляторы. В другом таком же доме через дорогу всегда горит свет на площадках, входная дверь может быть открыта даже зимой, а батареи в подъезде включены на полную мощность до 10 апреля. Или в одном доме есть маленький двор с детскими качелями и песочницей, а в соседнем дворе жильцы разбили клумбы, установили фонтан и теперь расходуют много воды.

Жильцы таких домов должны платить за общие коммунальные услуги по разным нормативам. Региональные власти это учтут и пересчитают показатели.

А если для нашего дома ничего не пересчитают? Что тогда делать?

Несколько управляющих компаний могут подать коллективное заявление на расчет норматива даже для отдельных домов.

Например, в регионе всего пять домов с инновационными технологиями. В них используют солнечную энергию для освещения двора, а сточные воды очищают и поливают ими клумбы. По умолчанию для таких домов власти не рассчитают отдельные нормативы. Но если управляющая компания обоснует запрос, могут рассчитать.

Как понять, что я не переплачиваю за содержание общего имущества?

Точный расчет предоставит управляющая компания. Если квитанция за январь уже пришла, попросите предоставить показания общедомовых счетчиков и расчет по нормативу. Это можно сделать лично или на собрании собственников.

Если оплату за общедомовые нужды вам начислили по нормативу, а фактическое потребление в январе было меньше - настаивайте на пересчете по рекомендациям Минстроя.

Если фактический расход коммунальных услуг на содержание общего имущества больше норматива, разницу должна оплатить УК : эту сумму нельзя учитывать в квитанциях жильцов.

А можно как-то снизить расходы на содержание общего имущества?

Это обязанность управляющей компании. Она должна делать так, чтобы в доме было светло, тепло и чисто, но жильцы не переплачивали за коммуналку.

Например, можно использовать в подъездах светодиодные лампочки и датчики движения, чтобы экономить электроэнергию. Если установить доводчик на входную дверь, она не будет открыта зимой - уменьшатся теплопотери. В доме должен быть общедомовой счетчик, чтобы платить за фактический расход, а не по нормативам. За всё это должна отвечать ваша управляющая компания.

Лифты, систему отопления, водоснабжения и канализации нужно обслуживать вовремя. Тогда они меньше ломаются. Если в подъезде прорвет трубу, за перерасход сверх норматива заплатят жильцы.

Смените управляющую компанию, если она плохо работает или не слушает рекомендации Минстроя. Если УК нарушает договор, его можно расторгнуть. Либо можно провести общее собрание собственников и в течение 5 дней уведомить УК о расторжении договора, даже если нарушений нет.

Мы хотим выкопать во дворе дома бассейн. А еще мы любим, чтобы на всех этажах круглосуточно горел свет. Жильцы все равно будут платить по нормативу, а перерасход - за счет УК ?

Необязательно. На общем собрании жильцов можно добровольно повысить нормативы за содержание общего имущества.

Есть элитные дома, в которых объем коммунальных услуг всегда больше нормативов, и жильцы не против оплачивать это превышение. Например, они хотят, чтобы в подъездах и на стоянке всю ночь горели лампочки, даже если там никого нет. Или оборудовали в вестибюле комнату, в которой моют лапки собачкам после улицы.

Собственники квартир подпишут общее решение и будут добровольно платить за электроэнергию и воду больше нормативов, чтобы не перекладывать свои расходы на управляющую компанию.

Принцип оплаты коммунальных услуг по строго установленным тарифам в зависимости от количества проживающих (зарегистрированных) в квартире жильцов остался в далеком прошлом. С развитием рыночных отношений каждый поставщик энергоресурсов: электричества воды, тепла стал заинтересован в получении оплаты за фактически поставленный ресурс, вне зависимости от проблем, которые были у того или иного потребителя, в полном объеме.
Это вызвало необходимость радикально изменять систему оплаты за получаемые энергоресурсы как для собственников помещений так и для управляющих компаний (УК, ТСЖ ).
Но практика показала, что объем потребляемых собственниками помещений ресурсов резко отличается от данных, которые ресурсоснабжающие организации фиксировали по своим приборам учета. Получалась ситуация когда значительная часть выработанных и поставленных потребителю ресурсов оказывалась неоплаченной.
Управляющие компании не хотели, а в большинстве случаев не могли, по финансовым соображениям, отнести неучтенные по приборам учета или рассчитанную на основании нормативов потребления часть полученных но не оплаченных ресурсов на свой счет.
Таким образом, родились общедомовые нужды (ОДН ) - строка в счетах оплаты, которая была призвана компенсировать разницу между показаниями приборов учета ресурсоснабжающей организации и фактически потребленными собственниками коммунальными услугами, учтенными по индивидуальным приборам учета или рассчитанными на основании нормативов потребления.

Нормативная база для взимания платы за ОДН

Нормативная база, на основании которой в настоящее время происходит начисление оплаты за ОДН включает:

Практика выделения отдельной строкой в квитанциях на оплату коммунальных услуг ОДН показала, что такая форма подачи информации вызывает массу нареканий со стороны собственников, которые: либо не знают, либо не понимают механизма расчета. В силу этого - работа управляющих компаний превратилась в бюрократический механизм по составлению ответов на бесчисленные жалобы потребителей и предоставлению расшифровок расчетов.
Учтя, что дополнительное информирование ведет лишь к росту социальной напряженности и отказу значительной части собственников оплачивать непонятные или «несправедливые», с их точки зрения, расходы на содержание общедомового имущества, Госдума РФ 29.05.2015 г. приняла Закон № 176-ФЗ который предусматривал «исчезновение» строки ОДН из квитанций на оплату с 01.07.2016 года.
Но, срок вступления Закона в силу был отложен Указом Президента РФ до 01.01.2017 года, ввиду нерасторопности госорганов, коммунальных служб, ресурсоснабжающих организаций к его реализации в планируемые сроки.

Что включается в общедомовые нужды (ОДН)

Большинство собственников считает, что в общедомовые нужды включаются расходы на:

Освещение подъезда и придомовой территории;
Расходы на уборку помещений;
Расходы на отопление подъездов и технических помещений.

Поэтому, когда в строке ОДН они видят, что холодной воды в текущем месяце было потреблено в 3-4 раза больше, чем в предыдущем, они задаются вопросом: куда она делась?
Помимо перечисленных расходов энергоресурсов на ОДН они так же включают:

По электроснабжению:

Работу лифтов;
Насосов водоснабжения;
Сигнализации и домофонов;
Дежурное освещение подвальных и чердачных помещений;
Технологические потери внутри МКД , связанные с особенностями установленного в нем электрооборудования.

По водоснабжению:


Включать, помимо перечисленных расходов ресурсов, другие статьи платежей запрещается.
Это относится и к оплате потребленных ресурсов предприятиями или частными компаниями, располагающимися в МКД .
Это же должно относиться и к многочисленным компаниям-провайдерам, которые используют помещения МКД для размещения телекоммуникационного оборудования. При размещении на крыше дома приемной антенны - пользоваться её услугами могут несколько жильцов, а вот отнести затраты электроэнергии на поддержание этого телекоммуникационного оборудования на ОДН – нельзя. Оплачивать счета за пользование электроэнергией должен провайдер, чье оборудование размещено в доме.

Общедомовые нужды в 2017 году

Несмотря на то, что в счетах больше не будет «непонятной» и вызывавшей раздражение строки ОДН – оплата за них никуда не исчезнет. Просто все платежи за потребленные на общественные цели для поддержания в рабочем состоянии систем электроснабжения, отопления, водоотведения, санитарного порядка в МКД (многоквартирных домах) будут равномерно распределены и приплюсованы к плате за потребленные коммунальные услуги пропорционально доле собственника в общедомовом имуществе.
Изменится методика расчета общедомовых нужд.
Отныне платежи не могут превышать норм, рассчитанных для каждой из категорий многоквартирного дома в зависимости от срока ввода их в эксплуатацию, этажности, района расположения, состояния инженерных сетей и ряда других факторов. Эти нормативы утверждаются решениями муниципальных органов власти в регионах и призваны нивелировать разницу между начислениями за одинаковый объем поставляемых ресурсов у различных УК и ТСЖ .

Преимущества исключения строки ОДН

Пользоваться преимуществами включения платы за ОДН в счета на оплату смогут исключительно УК. Отныне, у собственников жилых помещений «выбита» из под ног почва для консолидированного выражения недовольства на общих собраниях. Для того, чтобы установить, какие общедомовые нужды и в каком объеме оплачивает тот или иной владелец недвижимости придется провести полную сверку счетов как минимум двух собственников. Дело это хлопотное. Говорить о том, что на повестку дня общего собрания собственников МКД впредь будут выноситься вопросы о завышении платы за ОДН уже не приходится.
Строки то такой не будет. Следовательно, несогласие с размерами тарифов каждый вынужден будет выражать в индивидуальном порядке, и добиваться ответа от УК или ТСЖ – в одиночку.

Надо ли платить за ОДН

Вопрос о необходимости оплаты ОДН автоматически перестает быть актуальным с 1 января 2017 года, поскольку в счетах уже не будет такой отдельной строки.
Неоплата счетов за потребленные коммунальные услуги в виду несогласия собственника с размером оплаты за ОДН , которые включены в его индивидуальный счет – влечет за собой применение штрафных санкций, вплоть до ограничения пользования каким-либо коммунальным ресурсом: электроэнергией, водоснабжением. Обжаловать действия по отключению энергоресурса можно только в суде. Как правило, суды обязывают энергоснабжающие организации прекратить действия по ограничению поставки энергоресурса ввиду нарушения правил санитарного состояния жилых помещений и нарушения прав граждан, проживающих в жилом помещении (несовершеннолетних детей).
Но это не снимает обязанностей по погашению имеющейся задолженности.
Каким бы не был закон, он – закон. Поэтому – нравится или не нравится – платить за ОДН – надо. Вопрос в том, сколько? Но это – разрешается в каждом конкретном случае и снова же – только в суде.

Еще статьи

Мы приводим комментарий Минстроя Росси относительно нового порядка начислений за общедомовые нужды в многоквартирном жилье. Но на самом деле, это всего лишь

Разъяснения по переносу оплаты коммунальных ресурсов, расходуемых на содержание общего имущества, в размер платы за жилищные услуги опубликованы на сайте Минстроя России. В частности, ведомство обращает внимание, что соответствующая плата не может превышать размер норматива.

В документе указывается, что при первоначальном включении в жилищную услугу общедомовых расходов коммунальных ресурсов их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.

При этом, если фактический размер расходов меньше размера норматива и расчет осуществляется по показаниям общедомового прибора учета, то возможно начисление по фактическому объему потребления. В этом случае, плата рассчитывается как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения в размере ниже норматива принятия решения общего собрания собственников не требуется.

«Хочу обратить внимание, что цель переноса ОДН в жилищную услугу - защита собственников от некорректного и непрозрачного начисления коммунальных платежей. Безусловно, если дом энергоэффективный, на его содержание используется сниженный объем ресурсов и при этом дом оборудован приборами учета, плата должна рассчитываться на основании реального потребления.
При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 г. следует утвердить обновленные нормативы потребления холодной и горячей воды, отведения сточных вод и электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, соответствующие реальному положению дел. А органы Госжилинспекций обязаны проверить корректность устанавливаемых нормативов.

Таким образом платежи за ЖКХ станут якобы понятными и предсказуемыми. Мы будем следить за реализацией этой нормы»,- отметил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, главный жилищный инспектор Андрей Чибис.

Что же на самом деле разъяснил Минстрой России?

Письмо Минстроя России от 14.02.2017 N 4275-АЧ/04
"Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения"


В связи с обращениями, поступающими в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросу возможности установления объема потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества ниже нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленных субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года, сообщаем следующее.

Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.

В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

По мнению Минстроя России, исходя из буквального толкования данной нормы следует, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.

Соответственно, в том случае когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

ЛУКАВСТВО ЧИНОВНИКОВ заключается вот в этом пункте:

В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг.
Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

ПОЯСНЕНИЕ: Собственно это суть той самой схемы, которую чиновники используют для обворовывания тех, кто имеют квартиры в многоквартирных домах. То есть, расходы на ОДН будут начисляться не от фактического (нормативого) объёма этих услуг, а максимально, включая все перерасходы, в том числе различные сливы и утечки, которых не должно быть на доме, если УК работает качественно.

Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, поскольку такое включение является первоначальным.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 г. следует утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.

В соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Таким образом, после утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме размер платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме будет определяться размером соответствующего норматива потребления.

Между тем необходимо отметить, что в силу пункта 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила N 306), нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях.

При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к Правилам N 306. При наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в приложении N 2 к Правилам N 306, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов могут быть дополнены.

Кроме того, согласно пункту 9 Правил N 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений.

На основании изложенного устанавливаемые субъектами Российской Федерации нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества будут учитывать результаты проведения энергосберегающих мероприятий в многоквартирном доме.

«СмоленскАтомЭнергоСбыт» разъясняет новый порядок начисления и расчета ОДН

С января 2017 года в Жилищном законодательстве Российской Федерации вступил в силу ряд изменений. Гарантирующий поставщик подготовил серию информационных материалов для населения по данным вопросам. Сегодня мы предлагаем рассмотреть изменения, касающиеся порядка начисления платы за ресурсы, потребленные на общедомовые нужды (ОДН) в многоквартирных домах.

В соответствии с изменениями в статье 154 Жилищного кодекса с 1 января 2017 года изменился порядок оплаты коммунальных ресурсов, используемых для содержания общего имущества в многоквартирном доме. Эти расходы теперь будут относиться не к коммунальным, как прежде, а к жилищным услугам. Соответственно, плату за них будут взимать управляющие компании по статье «содержание и ремонт». Плата за общедомовые нужды, в том числе и по электроэнергии, в квитанции за жилищные услуги будет отражена, которые выставляет жильцам управляющая компания отдельной строкой. Из квитанции за коммунальные услуги данное начисление исчезнет.

ВАЖНО!

При выбранном способе управления (это может быть управляющая организация, ТСЖ и иной кооператив) плата за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме, входит в состав платы за содержание жилья и рассчитывается в пределах норматива.

Если дом находится на непосредственном управлении, либо форма управления не выбрана, то ресурсоснабжающая организация (по услуге электроснабжения - это филиал «СмоленскАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт») по-прежнему в квитанциях за электроэнергию выставляет абонентам к оплате услугу электроснабжения на ОДН, но не более утвержденных нормативов.

«СмоленскАтомЭнергоСбыт» производит расчет и начисление платы за потребленную электроэнергию (в том числе и расходуемую на содержание общего имущества многоквартирного дома) строго в соответствии с действующим законодательством с учетом изменений, вступивших в силу с 1 января 2017 года.

Как проверить, кто должен осуществлять начисление общедомовых нужд - управляющая или ресурсоснабжающая организация?

В случае, если на сайте Главного управления «Государственная жилищная инспекция по Смоленской области» в реестре домов, находящихся под управлением лицензируемых управляющих компаний указан адрес вашего дома, то начисление и оплату ОДН производит управляющая организация. В иных случаях - ресурсоснабжающая организация.

Как рассчитывается ОДН?

Обращаем внимание собственников, что размер платы рассчитывается по каждому собственнику индивидуально.

Приходящийся на конкретную квартиру объем электроэнергии, предоставленный за расчетный период на содержание общего имущества (ранее ОДН) в многоквартирном доме по нормативу, определяется следующим образом:

Норматив потребления соответствующего вида ресурса умножается на общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, и умножается на отношение площади конкретного жилого (нежилого помещения) к общей площади всех жилых и нежилых помещений в доме.

Например.

Данные для расчета:

В составе помещений Общая площадь дома (жил. и нежил. помещения) = 277,1 м2

Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества, = 22 м2

Квартиры Площадь =38 м2

Применяемый норматив 1,1 кВт*ч\м2.

Соответственно, расчет ОДН по данным квартире площадью 38 м2 складывается следующим образом: 1,1 * 22 / 277,1 * 38 = кВт 3,32 *ч;

Стоимость начисленного ОДН 3,32 * 3,49 (тариф на электрическую энергию) = 11,57 руб.

Таким образом, рассчитанные суммы и предъявленные к оплате населению могут отличаться от начислений по фактическим показаниям общедомового прибора учета. Превышение фактического ОДН над нормативным (сверхнормативный ОДН) ляжет на плечи управляющих компаний. Предполагается, что это станет дополнительной мерой для управляющих компаний проводить работу по снижению ОДН - реализовывать энергосберегающие мероприятия, выявлять несанкционированное подключение к общедомовым сетям.

«СмоленскАтомЭнергоСбыт» обращает внимание, что данные изменения касаются расчетов за электроэнергию, потребленную на ОДН с 1 января 2017 года. Если абонент в 2016 году, а также за более ранние периоды имел задолженность за электроэнергию, потребленную на ОДН, то в этом случае сумма задолженности будет отражаться в счете от ресурсоснабжающей организации до тех пор, пока абонент не погасит ее в полном объеме.

С 1 января так называемые общедомовые нужды (ОДН) при определенных обстоятельствах считаются не коммунальными, как было прежде, а жилищными услугами. В этой статье мы проведем для вас инструктаж: что и когда делать в связи с изменением статуса ОДН и как обосновать свои действия. А в конце материала вы узнаете, придется ли делать перерасчет платы за ОДН с начала этого года.

Почему плату за общедомовые нужды с 1 января 2017 года надо считать по‑новому

Теперь в состав платы за содержание жилого помещения вы должны включить расходы на холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества, а также на отведение сточных вод в целях содержания общего имущества. Такой перечень приведен в ч. 2 ст. 154 ЖК РФ.

Чтобы новый порядок можно было применять, Правительство РФ внесло изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).

По обновленным Правилам предоставления коммунальных услуг холодная вода, горячая вода, электрическая энергия и отведение сточных вод, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, могут быть:

  • коммунальными ресурсами на содержание общего имущества, то есть жилищными услугами;
  • коммунальными услугами на ОДН.

Важно!

Отопление всегда считается коммунальной услугой. Независимо от выбранного способа управления МКД, ее нужно оплачивать совокупно без разделения на плату за потребление в жилом или нежилом помещении и потребление в целях содержания общего имущества в МКД. Это закреплено в п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг.

  • Как провести осмотр общего имущества в МКД и оформить результаты

Кого коснулись изменения платы за ОДН в 2017 году

Измените систему начислений за ОДН, если вы:

  • УО и управляете МКД по договору управления, заключенному на основании решения общего собрания или по результатам открытого конкурса;
  • УО и управляете МКД по договору с ТСЖ, ЖК, ЖСК;
  • ТСЖ, ЖК, ЖСК.

Вы не должны менять порядок расчетов за ОДН, если вы УО и работаете по договору о содержании общего имущества в МКД, иному схожему договору, заключенному с собственниками помещений в МКД.

Таким образом, все зависит от способа управления МКД. Плата за коммунальные ресурсы рассчитывается как коммунальная услуга на ОДН, если собственники помещений:

  • выбрали непосредственное управление МКД;
  • не выбрали способ управления;
  • не реализовали выбранный способ управления.

В каждом из этих трех случаев плата за ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, включается в плату за коммунальные услуги. Это установлено ч. 5 ст. 154 ЖК РФ и п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг.

Что вам понадобится для расчетов

Для начисления платы за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды вам понадобятся:

  • площадь помещения собственника;
  • площадь помещений, относящихся к общему имуществу в МКД;
  • тарифы для населения на холодную и горячую воду, электрическую энергию и (с 1 июля 2017 года) отведение сточных вод;
  • норматив потребления коммунальных услуг на ОДН, утвержденный субъектом РФ;
  • данные о фактических расходах на ОДН.

Пока при расчете используйте нормативы потребления КУ на ОДН, действующие по состоянию на 1 ноября 2016 года. Это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме».

До 1 июня 2017 года субъекты РФ должны утвердить новый вид нормативов - нормативы потребления коммунальных ресурсов при содержании общего имущества. Как только в вашем регионе будут утверждены такие нормативы, берите их для расчета платы за коммунальные ресурсы на ОДН.

  • Плата за ОДН по электроэнергии: о правилах взыскания ресурсниками

Тонкость

В регионе нет действующих нормативов на ОДН

Есть субъекты РФ, в которых до 1 ноября 2016 года не были утверждены нормативы коммунальных услуг на ОДН.

В таком случае начисляйте плату исходя из нормативов, когда‑то рассчитанных муниципалитетом.

Муниципалитеты утверждали нормативы на ОДН в соответствии с редакцией правил, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, действовавшей до декабря 2014 года.

В дальнейшем был установлен порядок перехода на единые для субъекта РФ нормативы.

До утверждения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества на региональном уровне вам потребуются данные о фактических расходах на ОДН. На мероприятиях, проводимых в феврале этого года, прозвучали разъяснения представителя Минстроя России по этому вопросу. Он отметил, что при первоначальном включении расходов на ОДН в плату за жилое помещение УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК должны руководствоваться положениями ч. 10 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176‑ФЗ. На практике это означает следующее. Вы должны предъявить к оплате фактический объем холодной и горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества. Но если фактический объем получился больше норматива, то к оплате предъявляйте норматив, по сути, как и было ранее.

Официальные разъяснения о том, что в расчетах нужно пока использовать фактический расход коммунальных ресурсов, изложены в письме Минстроя России от 14.02.2017 № 4275-АЧ/04. Уже есть законопроект, в котором предложено брать в расчет фактический объем потребления, если он меньше норматива. Пока предлагается получить для этого решение общего собрания в МКД. То есть, если собственники не оформят протоколом общего собрания свое решение платить за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества меньше норматива, то вы сможете начислять по нормативу.

  • Нормативы потребления коммунальных ресурсов как панацея от нерадивых соседей

Порядок начисления платы за ОДН

Расчет нужно сделать для каждого вида коммунального ресурса: горячей воды, холодной воды и электроэнергии.

Мы предлагаем пять шагов расчета платы за коммунальный ресурс на содержание общего имущества для одного собственника:

1. Определите фактический объем израсходованного коммунального ресурса.

2. Определите нормативный объем коммунального ресурса.

3. Сравните полученный расчетным путем объем с нормативом, выберите для дальнейшего расчета больший из них.

4. Определите стоимость коммунального ресурса для всего многоквартирного дома.

5. Распределите полученную стоимость между собственниками.

Первоначальное включение платы за коммунальные ресурсы на ОДН вы можете сделать без решения общего собрания собственников помещений в МКД. Это указано в ч. 10 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176‑ФЗ.

В дальнейшем обратите внимание, совпадает ли перечень работ и услуг, которые вы выполняете и оказываете в МКД, с минимальным перечнем услуг и работ, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290. Это важно, и вот почему. Нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества по каждому виду коммунальных ресурсов включают:

  • нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании);
  • объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ.

Если перечень работ и услуг по договору управления МКД или по смете больше минимального, то вам необходимо провести общее собрание собственников помещений в МКД и принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходов коммунальные ресурсы для ОДН с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов на содержание общего имущества.

Шпаргалка

Расчет расходов на приобретение ХВС

Шаг 1. Определите фактический объем. Возьмите показания ОДПУ и вычтите из них показания всех ИПУ (установленных в жилых и нежилых помещениях) и объем коммунального ресурса, потребленный в помещениях, не оборудованных ИПУ (формула 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг).

Шаг 2. Определите нормативный объем. Умножьте норматив потребления холодной воды, установленный в вашем регионе, на площадь помещений, входящих в состав общего имущества.

Шаг 3. Сравните. До установления субъектом РФ норматива потребления коммунальных ресурсов при содержании общего имущества сравниваем полученный результат и фактическое потребление. Если факт меньше норматива - принимаем к расчету факт, если больше - принимаем к расчету норматив (см. письмо Минстроя России от 14.02.2017 № 4275-АЧ/04).

Шаг 4. Определите стоимость ресурса. Полученный объем умножьте на тариф за коммунальную услугу ХВС, установленный для категории «население».

Шаг 5. Определите долю расходов для каждого собственника. Площадь помещения, находящегося в собственности, разделите на общую площадь помещений в МКД и умножьте на стоимость ресурса, полученную на шаге 4.

В какой срок нужно внести изменения в порядок начисления платы за ОДН в 2017

Напомним, что обновленные Правила предоставления коммунальных услуг действуют с 1 января 2017 года. Отложенный срок для выставления платежного документа по новым правилам законодательством не предусмотрен. Это значит, что первоначальное включение ОДН в состав платы за жилое помещение должно было состояться в платежном документе за услуги, потребленные в январе. Впрочем, таких «отличников» единицы. Большинство из вас по объективным причинам не успели изменить систему расчетов в один момент и теперь думают, как выйти из этой ситуации. Нужен ли перерасчет за январь - март? Безопаснее как минимум удостовериться, что вы не начислили плату за ОДН в размере, превышающем рассчитанную по нормативу сумму. Начало периода для перерасчетов - январь.

Если отказаться от перерасчета, есть риск быть оштрафованным жилищной инспекцией. Правда, пока инспекторы не определились со статьей КоАП РФ, по которой будут штрафовать.

Если вы выставили платеж, не превышающий рассчитанную по нормативу сумму, то сможете отстоять свою правоту. По крайней мере, до появления дополнительных разъяснений от профильного ведомства. В случае претензий ссылайтесь на письмо Минстроя России от 30.12.2016 № 45099‑АЧ/04.

Возможно, вы заняли выжидательную позицию и вообще не начисляли плату за ОДН за январь, февраль, март. В данном случае оснований делать дополнительные начисления нет.

На заметку

Не начисляйте плату за отведение сточных для содержания общего имущества, пока в вашем регионе нет такого норматива

До утверждения норматива ОДН на отведение сточных вод не включайте в платежку плату за эту услугу. Финансовых потерь быть не должно, т к. пока вы не обязаны платить за них РСО.

РСО начинает поставлять ресурсы с даты не ранее той, с которой у УО возникает обязанность приобретать коммунальный ресурс, потребляемый при содержании общего имущества. Это закреплено Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124.