Занятие по обучению грамоте «Звуки -, буква Р. Выразительные средства фонетики Что такое буквы повторяющихся звуков

Занятие по обучению грамоте «Звуки -, буква Р. Выразительные средства фонетики Что такое буквы повторяющихся звуков
Занятие по обучению грамоте «Звуки -, буква Р. Выразительные средства фонетики Что такое буквы повторяющихся звуков

Повторение

Что изображено на картинке? (Буква "А")
Какой звук она обозначает?
Что такое буква? (Значок для обозначения звука)
Чем отличается звук от буквы?
Что вы знаете о букве "А"?
обозначает гласный звук
может стоять в начале, середине, конце слова
может быть отдельным словом

Сейчас мы познакомимся еще с одной буквой.

Как поет кукушка? (Ку-ку)
- Какой гласный звук мы слышим? [у]
- Как кричат, когда заблудились в лесу? (Ау!)
- Вы догадались, с какой буквой мы познакомимся сегодня?

Задание

Задание

Печатание буквы "У".

Упражнение в узнавании звука [у] в словах.

В каком слове есть звук [у]?

Я буду называть слова. Если в слове слышится звук [у] - хлопайте в ладоши (вставайте), если в слове нет звука [у] - не хлопайте (сидите на месте). Скажите, где находится звук: (в начале, середине или конце слова).

Ученик; идут;идет, ручка, доска, ключ, кино, учебник, школьник, девочка, урок, пою, пишу.

Упражнение в самостоятельном подборе слов со звуком [у]
- в начале слова (учебник, улица, ужин, ухо, утюг);
- в середине (муха, музыка, пушка...);
- в конце (пишу, читаю, лечу...).

Упражнение в сливании звуков

Я буду называть согласный, а вы причитывайте к нему звук [у] по схеме
Б - БУ
Д - ДУ
т - ТУ
к - КУ
л - ЛУ
м - МУ

Послушайте маленький рассказ:

"У Маши кукла. Ее назвали Мариной. Это подарок Маше на день рождения"

О ком этот рассказ?
- Что говорится о Маше?
- Сколько здесь предложений?
- Назовите первое предложение.
- Сколько в этом предложении слов?
- Какое короткое слово вы слышите в начале предложения? (У)

Звук [у], как и звук [а], может образовывать целое слово.

Задание

Прочитай предложение по схеме

Задание

Составьте предложения с маленьким словом "У". Запишите их схемы.

Задание

Быстро просмотри весь текст, подчеркни все буквы "У" и "А". Не пропусти!

Мишка лапу занозил -
Наступил на шишку.
Обозлился, погрозил:
"Ты узнаешь Мишку!"
Шишку в сучья закопал,
Поплясал на сучьях,
Поскользнулся и упал
У норы барсучьей.
Вышел заспанный барсук,
Заворчал на мишку.
Мишка струсил, влез на сук,
Притаился мышкой.
З. Александрова

Если понравилось стихотворение - выучи наизусть. Расскажи друзьям, родственникам или знакомым.

Закрепление умений различать звуки

Игра "Твердый - мягкий"

Поделить группу детей на две команды: команда ТОМА дружит с твердыми согласными, команда ТИМА дружит с мягкими согласными. Если слово начинается с твердого согласного - встают друзья Тома, если слово начинается с мягкого согласного - встают друзья Тима.
сестры; буря; беда; вилка; кошка; ветер; шляпа; сапоги; бусинка; зеркало; природа; курица; мешок.

Упражнение в составлении звуковых схем слов .

Выложите при помощи карточек звуковые схемы слов:

Игра "Попробуй поспорить" (структурный анализ слова)
Я утверждаю, что в слове "ДОЧЬ" 4 звука. Прав ли я? (Нет, в этом слове 3 звука)
В слове "СТОЛ" последний звук [т]? Прав ли я? (Звук [т] - второй)
В слове "ЛОСЬ" есть мягкий согласный. Какой? (Да [с’])
В слове "ТЕНЬ" есть один мягкий согласный [т’]. (Два мягких звука: [т’] и [н’])
В слове "ПОЖАР" третий звук [ж]? (Да)
В слове "ШКОЛА" 3 гласных звука. (Нет, два гласных: [о] и [а]) И др. задания.

Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества.

В художественных произведениях, и главным образом в поэзии, используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи .

Особым образом организованная поэтическая речь получает яркую эмоционально-экспрессивную окраску. В этом – одна из причин того, почему содержание стихов не допускает «пересказа в прозе».

Звукопись - прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков.

Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту своеобразную симметрию.

Например:
Я мечтою ловил уходящие тени ,
уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени ,
И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались ,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали рисовались ,
Вкруг меня раздавались от Небес до Земли.
(Бальмонт)

Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую роль.

Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи является звуковая инструментовка - стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания.

Например:
П ир ует П етр . И гор д, и я сен,
И сла вы по ло н взор его .
И цар ски й п ир его пр екра сен.

Здесь повторяются гласные [о], [а] и согласные [п], [р], [т] . Это делает стих музыкальным и ярким; в богатстве звуковых повторов словно отражается широта размаха воспеваемого победного торжества. Звучание речи подчеркивает основные, доминирующие в тексте слова пирует Петр .

Обычно стих бывает инструментован (как в нашем примере) повторением сразу нескольких звуков. И чем больше их вовлекается в такую «перекличку», чем яснее слышится их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит звучание текста.

Такова звуковая инструментовка пушкинских строк: Взгл яни: по д отдале нным сво до м гул яет вол ьная л уна; Взлеле ян ы в во сто чно й не ге , на се ве рно м, пе чально м сне ге вы не о ставил и сле до в (о ножках); Ей рано нра вились ро ман ы; Чья бла гор одная р ука потр епл ет ла вр ы стар ика!; И дам обдума нный на ряд ; Кро вать, покры тая ко вро м; Насле днико в сер дитый хор заво дит непр исто йный спор и т. д.

Вместо термина «звуковая инструментовка» иногда употребляют другие: говорят «инструментовка согласных» и «гармония гласных». Теоретики стиха описывают разнообразные типы звуковой инструментовки. Назовем лишь самые главные из них.

В зависимости от качества повторяющихся звуков различают аллитерацию и ассонанс .

Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных.

Аллитерация - древнейший стилистический прием усиления выразительности стиха повторами согласных звуков. Этот прием встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира. Им богаты стихи Гомера, Гесиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы - Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира. Чувство меры и художественный такт поэта определяют выбор, характер и уместность аллитерации в стихе; правил пользования ею нет и быть не может.

В русском народном стихе аллитерация занимает заметное место. Звучные аллитерации рассыпаны в тексте «Слова о полку Игореве »:

..Тр убы тр убят в Новегр аде, ст оять ст язи в Пут ивле...

Звукосочетания [тр] и [гр] создают ощущение собирающегося войска, в этих звукосочетаниях слышатся звуки военных маршей, грохот военного оружия, тогда как звукосочетание [ст] дает ощущение стабильности, но вместе с тем и скрытой угрозы. Все вместе – передает напряжение перед битвой, с одной стороны, уже волнительного, с другой стороны – пока еще спокойного настроения.

Великолепными мастерами аллитерации были А.С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин и К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Н. А. Некрасов.

Например:
Нев а в здув алась и рев ела
Ко тло м клоко ча и кл убясь.

(А.С. Пушкин)


Во лга , Во лга , в есно й многово дной
Ты не та к за ливае шь поля ...

(Н. Некрасов)

В строфе из стихотворения Бальмонта повторяется звук [ л ] :
Л ебедь упл ыл в пол умгл у,
Вдал ь, под л уною бел ея.
Л астятся вол ны к весл у,
Л астятся к вл аге л ил ея...

В пушкинских строчках заметны аллитерации на [н ], [ д ], [ с ], [ в ] :
Н ас танет н очь; лун а обход ит
Д озором д альний св од небес ,
И с олов ей в о мгле д рев ес
Н апев ы зв учн ые зав од ит.

С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение согласных, стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова. Учитывается повторение не только одинаковых, но и сходных по какому- то признаку согласных. Так, возможна аллитерация на д - т или з - с и т. д.

Например:
Марш !
Чт об вр ем я
сзади
ядр ами р валось.
К ст ар ым дням
Чт об ветр ом
от носило
Т олько
пут аницу волос
(Маяковский).

Аллитерации на [ р ] в первой части этого отрывка, чеканный ритм, отрывистое звучание этих строк не оставляют сомнения в назначении звукописи, которой поэт стремится передать музыку марша, динамику борьбы, преодоления трудностей...

В иных случаях образная символика звукописи более отвлеченна.

Так, только воображение поможет нам почувствовать в аллитерациях на ж - з леденящий холодок металла в отрывке из стихотворения Н. Заболоцкого «Журавли »:
А вож ак в рубаш ке из металла
Погруж ался медленно на дно,
И з аря над ним образ овала
З олотого з арева пятно.

Звуковой символизм до сих пор оценивается исследователями неоднозначно. Однако современная наука не отрицает того, что звуки речи, произносимые даже отдельно, вне слов, способны вызывать у нас незвуковые представления. В то же время значения звуков речи воспринимаются носителями языка интуитивно и поэтому носят довольно общий, расплывчатый характер.

Как утверждают специалисты, фонетическая значимость создает вокруг слов некий «расплывчатый ореол» ассоциаций. Этот неопределенный аспект знания вами почти не осознается и лишь в некоторых словах проясняется, например: репей, хрыч, мямля, балалайка - арфа, лилия . Звучание таких слов заметно влияет на их восприятие.

В художественной речи, и прежде всего в поэтической, сложилась традиция деления звуков на красивые и некрасивые, грубые и нежные, громкие и тихие. Употребление слов, в которых преобладают те или иные звуки, может стать в поэтической речи средством достижения определенного стилистического эффекта.

Органическая связь звукописи с содержанием, единство слова и образа придает звуковой инструментовке яркую изобразительность, однако восприятие ее не исключает субъективности. Вот пример из стихотворения Асеева «Заплыв »:
Легши на бок ,
напрягши плечо,
Я вперед уплываю
еще,-
постепенно
волной овладев,
по веселой
и светлой воде.
И за мной ,
не оставив следа,
Завивает
воронки вода
.

Нам представляется, что аллитерации на ш - п передают скольжение по волнам; настойчивое повторение [в ] в последних строчках вызывает представление о замкнутой линии, круге, что ассоциируется с воронками на воде.

Установление такого «звукосмыслового подобия» может опираться на довольно сложные ассоциации.

Например , в строчках Б. Пастернака
С во й со н за писывал Шо пен
На черной выпилке пюпитра -

можно увидеть фантастические очертания сна в прихотливом рисунке звуковых повторов и в необычном для русской фоники сочетании звуков в слове «пюпитр »

В стихотворении Маршака «Словарь » изобразительна такая строка: В его столбца х мерца ют искры чувства . Здесь дважды повторенное сочетание ца как бы изображает «мерцание ».

Независимо от образного осмысления звукописи, ее использование в поэтической речи всегда усиливает эмоциональность и яркость стиха, создавая красоту его звучания.

Аллитерация - самый распространенный тип звукового повтора.

Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль. Действительно, каждый звук несет определенную информацию. Однако шесть гласных в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным.

Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных и только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями еаи, аюо, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласными, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: «Држвн, Бтшкв, Пшкн, Нкрсв» . Такая «весомость» согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций очень значительны.

Другим, также распространенным, видом звукового повтора является ассонанс.

Ассонанс - приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков.

Например:
Я во льный ве те р, я ве чно ве ю,
Во лную во лны, ласкаю ивы,
В Ве твях вздыхаю, вздо хнув, не ме ю,
ле ле ю травы, ле ле ю нивы.

Здесь повторяются гласные "о" и "е" .

В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Поэтому иногда ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных безударных гласных.

Так, в строках из «Полтавы » Пушкина ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласные:
Тиха укра инская но чь.
Про зрачно небо .
Звё зды блещут.
Сво ей дремо ты прево змо чь
не хочет воздух.

И хотя во многих безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а, их звучание не влияет на ассонанс.

В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс.

Например , в другой строфе из «Полтавы » звучание речи определяет ассонанс на у ; поскольку качество этого звука не меняется, и в безударном положении у подчеркивает фонетическое сходство выделяемых слов:
Но в иску шеньях долгой кары,
Перетерпев су деб у дары,
Окрепла Русь.
Так тяжкий млат,
Дро бя стекло,
Ку ет бу ла т.

В последних двух строках ассонанс на у соединяется с ассонансом на а .

В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно.
Мел о, мел о по вс ей земле
В о все пре де лы.
Све ча горел а на с толе ,
Све ча горел а
(Пастернак).

Здесь и ассонанс на е , и аллитерации на м, л, с, в ; повторяются сочетания согласных: мл, вс - св . Все это создает особую музыкальность поэтических строк.

Каждый хоть раз в жизни слышал или произносил считалочку, с помощью которой можно успокоить плачущих детей: «Т иш е, мыш и, кот на крыш е. А кот ят а ещ ё выш е ».

Почему одни фразы (стихи, скороговорки, цитаты) каждый из нас помнит и произносит всю жизнь? Как действуют заговоры, приговоры, бабки-шептуньи и пр.? В чем секрет популярных лозунгов и слоганов (политических, рекламных)? Мы уверены, что во всем этом большое значение имеет звукопись.

Диссонанс – сложный вид звукописи, построен на использовании созвучных, но не рифмуемых слов; благодаря этому приему стихотворение приобретает звуковую цельность.

Например:
Было:
социализм -
восторженное слово !
С флагом,
с песней
становились слева ,
и сама
на головы
спускалась слава .
Сквозь огонь прошли,
сквозь пушечные дула .
Вместо гор восторга
горе дола .

Стало:
коммунизм -
обычнейшее дело .

(В. Маяковский)

Крут
буржуев
озверевший норов .
Тьерами растерзанные,
воя и стеная ,
тени прадедов -
парижских коммунаров -
и сейчас
вопят
парижскою стеною .

(В. Маяковский)

Заберусь на рассвете на серебряный кедр
Любоваться оттуда на маневры эскадр .
Солнце, утро и море! Как я весело-бодр ,
Точно воздух - бездумен, точно мумия - мудр .
Кто прославлен орлами - ах, тому не до выдр .

(И. Северянин)

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание .

Звукоподражание – создание с помощью звуков и слов более конкретного представления о том, что говорится в данном тексте.

Звукоподражание – простейший вид инструментовки состоит в том, что поэт определенным подбором звуков как бы намекает на звуковую сторону изображаемого.

Например:
Ввер ху р ычат гер манские мотор ы:
- Мы фюр ер а покорр ные р абы,
Мы пр евращаем горр ода в грр обы,
Мы - смер ть... Тебя уже не будет скорр о.

(«Пулковский меридиан» В. Инбер)

Повторение звука [р ] создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок. И хотя такое звукоподражание считается элементарным видом аллитерации, но нельзя не признать, что в приведенном отрывке прекрасно передано рычанье фашистских самолетов над осажденным Ленинградом.

Так, у Маяковского в фразе: «Били копыта, пели будто: гриб-граб-гроб-груб .. .» – даётся довольно чёткая имитация стука копыт.
Знакомым ш умом ш орох их верш ин...
(А.Пушкин)

Речь о соснах; подбором звуков [ш] и сближением двух скользящих придыхательных [х] воспроизведен их шум.
Чуть слыш но, бесш умно ш урш ат камыш и...
(К.Бальмонт)


Дро гнул дол , удар р азда лся...

(А.Майков)

Речь о взрыве; четыре [д] , три [р] , два ассонанса («уДАр разДАлся ») напоминают и звук взрыва, и раскат этого звука.
Тв оей тв ердыни ды м и гро м...
(А.Пушкин)

Речь о пушечном салюте; дважды [тв] , два раза [ды] соотносятся со звуками пальбы.

Вот образец гораздо более тонкого звукоподражания:
И бл еск, и ш ум , и гов ор б ал ов,
А в ч ас п ир уш ки хол остой
Ш ип енье п енистых б окал ов
И п унш а пл амень гол уб ой.

(А.Пушкин)

Здесь господствуют губные звуки ([б], [в], [м], [п] ), шипящие ([ч], [ш] ) и сонорные ([р], [л] ), составляющие массив в 28 звуков и 44 согласных этого отрывка, то есть 64%.

Ещё один приём, который используется реже других – ономатопея .

Это слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «храп », «хруст », и производные слова «храпеть », «хрустеть » и т.п.

Например:
И хруст песка, и храп коня
(А. Блок)

Морозом выпитые лужи
хрустят и хрупки , как хруст аль

(И. Северянин)

Более сложный приём звукописи - каламбурная рифма .

Каламбурные рифмы – это рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве.

Часто они используются с целью достижения комического эффекта. Пример такой рифмы есть у разных авторов, таких как, например, А. С. Пушкин, Д. Д. Минаев, В. В. Маяковский и другие.

В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.

Например:
Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу ,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу .

(А. С. Пушкин)

Он двадцать лет был нерадив ,
Единой строчки не родив .
(Д. Д. Минаев)

Область рифм - моя стихия ,
И легко пишу стихи я ,
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки ,
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром .
(Д. Д. Минаев)

Ещё один прием звукописи анафора и эпифора . Так называют подраздел звукописи, различающий её по местоположению в стихе.

Эпифора - повторение конца стиха.

Анафора , или единоначатие, - стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.

Звукопись - применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи.

Звукопись позволяет значительно (в разы) усилить воздействие речи и текста, подбирая слова с “правильными звуками”.

Например:
Трое сут ок было с лыш но, как в дороге скуч ной, долгой
Перестук ивали стык и: на восток , восток , восток. ..

(П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)

Или:
Возл е мен я по путям двигал ся ло ко мо тив.
Спра ва по р ельса м про еха л паро воз.

Звукопись часто встречается в русской литературе, особенно в стихах. Очень здорово её использует К.Д. Бальмонт, который дал образную характеристику звукам речи (звук есть «малый колдующий гном », волшебство) и, конечно, В.В. Маяковский.

Основные функции звукописи

Художественное назначение звукописи может заключаться в простом создании гармонии, музыкального звучания речи (У Че р но го мор я ч инар а стоит молодая… - Лермонтов М. Ю.). Такое использование звукописи, если оно не наносит ущерба логической стороне речи, вполне эстетически оправдано. Стройное повторение созвучий и отдельных согласных придает речи особую красоту.

Однако художники слова обычно не довольствуются красотой звучания речи и стараются привлечь звукопись к решению более сложных стилистических задач. Звукопись может выполнять серьезную смысловую функцию в поэтической речи: подчеркивать логически важные слова, художественные образы, мотивы, темы. На эту сторону звукописи обращал внимание В.В. Маяковский, рассказывая об особенностях художественного творчества. В статье «Как делать стихи? » он писал: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова ». Звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость, однородность предметов. Звуковые повторы выделяют однородные члены предложения.

Звукопись может играть композиционную роль : сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически каждый новый поэтический образ.

Например:
Ты рв ану лась движеньем испу ганной п тицы,
Ты п рошла, слов но сон мой легка...
И в зд ох ну ли дух и, задре мали рес ниц ы,
Заш епт ались т ревож но ш елка.

(А. Блок)

Здесь повторение звуков в - у - п в первой строке объединяет слова, связанные с образом птицы; иную звуковую окраску получает сравнение словно сон; «перекличка» согласных и гласных отличает последующие речевые отрезки, разделенные паузами: за словосочетанием "вздохнули духи " словно слышится вздох (эту иллюзию создает сочетание звуков д - у - х ), образное выражение "задремали ресницы" получает особую экспрессию благодаря гармонии созвучий ре - ре, з - с - ц ; наконец, в последующей строчке выразительная аллитерация на шипящие отражает шум шелковых нарядов промелькнувшей таинственной незнакомки…

Таким образом, развитие темы находит последовательное отражение в аллитерациях и ассонансах .

Как выразительное средство используются звуковые повторы в заголовках газетных и журнальных статей, художественных произведений («Роса на рассвете », «Фонтаны Федоровки »). Такое использование звукописи можно назвать привлекающим внимание.

Если провести аналогию с приготовлением пищи, то звукопись позволяет не скучно готовить блюдо, а свободно экспериментировать в процессе, добавляя приправы и специи.

Пересаливать свою речь (устную, письменную) аллитерацией и ассонансом не стоит. Гораздо эффективней с их помощью подчеркнуть её основную сущность, вычленить сердцевину смысла, царапая собеседника в самое сердце.

Упражняясь в звукописи, можно не просто развить внимание, память и расширить словарный запас, но и (самое главное) почувствовать, как легко Ваши фразы изменяют свое звучание с МОЩНОГО и ВЕЛИЧЕСТВЕННОГО, на ТИХОЕ и ПРОНИКНОВЕННОЕ, стоит лишь правильно подобрать слова.

Процесс повелевания предложениями приятно поражает. Затягивает. Позволяет получить положительные эмоции при написании даже самых скучных текстов.

Что такое звук? Что такое буква? Как они соотносятся? Как образуются звуки и какими они бывают?

Звуки

Звуки речи отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова.
Звук является наименьшей основной единицей языка наряду со словом, словосочетанием и предложением. Но, в отличие от них, звук не имеет смыслового значения. Но, именно благодаря звукам мы различаем слова, которые слышим и произносим: дом [дом] и ром [ром] — различие в одном звуке. Звуки создают звуковую оболочку слов и этим помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию. С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое: сук -лук — тук — ток — рок — рот — ром — том — ком -… (при изменении одного звука меняется слово).

Слова различаются:

  • количеством звуков, из которых они состоят: ворона (6 звуков) — воронка (7 звуков), спор — спорт;
  • набором звуков:
    • различие в одном звуке: лимон [л’имон] — лиман [л’иман];порт [порт] — торт [торт], лук [лук] — сук [сук];
    • различие в нескольких звуках: загар [загар] — забор [забор]; фасоль [фасол’] — пароль [парол’];
  • последовательностью расположения звуков: куст [куст] — стук [стук]; нос [нос] — сон [сон];
  • звуки в словах могут полностью не совпадать: школа [школа] — учитель [учитель]; карась [карас’] — сом [сом], дом [дом] — хата [хата].

Образование звуков и их классификация.

Звуки речи образуются во время выдоха: выдыхаемая из лёгких струя воздуха проходит через гортань и ротовую полость. Колебаниями воздуха и работой речевого аппарата (гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, нёбо, язык, губы, зубы) формируется звук.

В образовании звуков речи участвуют тоны (голос) и шумы.Когда выдыхаемый воздух проходит в гортани через напряженные голосовые связки, что вызывает ритмические колебания связок, возникает голос (тон). Шум образуется в ротовой полости, когда выдыхаемый воздух преодолевает препятствия (щель или смычку), которые образуются нижней губой или языком при их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом.

Когда выдыхаемый воздух без препятствий проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость, которая может менять свою форму, образуются гласные звуки . Они состоят только из голоса, они самые звучные. Если приложить палец к гортани и произнести гласный звук [а], [о], [у], [и], [ы], [э], то можно почувствовать как дрожать голосовые связки. Гласные звуки можно петь.

Если выдыхаемый воздух встречает преграду в ротовой полости, то образуются согласные звуки . В их образовании уже участвует и голос, и шум. Согласные звуки, в образовании которых участвуют голос и шум, называют звонкими . Если в создании звука голос преобладает над шумом, то такие звонкие согласные звуки — сонорные . Глухие звуки создаются только шумом без голоса (голосовые связки расслаблены, не дрожат).

Звуки речи по степени звучности(по количеству голоса и шума):

  • гласные: [а], [о], [у], [и], [ы], [э] — в их образовании участвует только голос;
  • звонкие:
    • сонорные согласные: [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [й’] — голоса больше, чем шума, всегда звонкие, непарные звонкие;
    • шумные звонкие согласные: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [з], [з’], [ж] — шума больше, чем голоса, парные звонкие (в речи иногда используется звонкий звук [ж’]: жюри [ж’ури], вожжи [вож’и]) ;
  • шумные глухие согласные: [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [с], [с’], [ш], [щ’], [х], [х’], [ц], [ч’] — состоят только из шума.

Обратите внимание, что гласные и согласные звуки (звонкие и глухие) различаются степенью участия голоса и шума, по способу образования (встречаются или не встречаются препятствия в ротовой полости при выдыхании воздуха).

Специфическое звучание каждого гласного зависит от объёма и формы ротовой полости - положения языка и губ.

Звучание каждого согласного зависит от работы органов речи. Согласные звуки бывают сонорными и шумные, а шумные — звонкими и глухими в зависимости от участия голоса и шума в их образовании. Согласные различаются также по месту образования шума в зависимости от того, где и какими органами речи образовано препятствие, через которое проходит выдыхаемый воздух (губные, язычные и т.д.).

Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их образовании язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.

Буквы

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы. Полного соответствия между буквами и звуками нет.

Звуки мы произносим и слышим, буквы — видим и пишем.

Точная запись звуков речи называется транскрипцией , обозначается квадратными скобками […]. При записи транскрипции слова надо обозначить каждый звук отдельной буквой, поставить знак ударения, знак мягкости [‘]. Например, корова — [карОва], буква к передает звук [к] , буква р обозначает звук [р] и т.д.

Как соотносятся буквы и звуки?

Буквы называют гласными или согласными потому, что ими обозначают гласные или согласные звуки.

  • Все звуки в слове могут соответствовать своей букве: стол [стол] .
  • Одна буква может обозначать разные звуки:

    в словах плод [плот], плоды [пладЫ] буква о использована для обозначения звуков [о] , [а] , а буква д — для обозначения звуков [т] и [д] .

  • Буквы могут не обозначать звуков:
    • буквы Ь и Ъ не обозначают звуков: молЬ [мол’], сЪезд [сй’эзд] ;
    • при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся, а буквы пишутся:

      чув ство [ч’Уства], сол нце [сОнцэ], серд це [с’Эрцэ], радост ный [рАдасный’].

  • Одна буква может обозначать два звука:
    • буквы е, ё, ю, я в начале слова, после разделительных Ь, Ъ и гласных обозначают по два звука [й’э], [й’о], [й’у], [й’а]. Звуков е, ё, ю, я в русском языке не существует.
    • буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х для обозначения согласных звуков обозначают либо твердые согласные звуки, либо мягкие: мел — мол .

    Двузначность букв связана со слоговым принципом функционирования русской графики . Сущность этого принципа заключается в том, что в качестве единицы письма и чтения выступает не буква, а , т.е. сочетание букв для обозначения согласного и гласного звуков, где буквы взаимно обусловлены. Слоговый принцип используется для обозначения твёрдости и мягкости согласных, а также при обозначении согласного звука [й].

  • Один звук может передаваться разными буквами:

    в словах ц иркуль [ц ыркул’ ], улыбатьс я [улыбац а ] звук [ц ] передается буквой ц и буквами тс (тьс) .

Т.о. в слове может не совпадать количество букв и звуков, их звучание и написание. Между буквами и звуками нет однозначного соответствия. Необходимо различать звуковой и буквенный состав слова .

Всего 33 буквы :

  • 10 гласных букв: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е ;
  • 21 согласная буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
  • Ь и Ъ знаки, которые не обозначают отдельных звуков.

Звуков — 42 :

  • 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [ы], [э] ,
  • 36 согласных звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’] .

Различие количества согласных букв и звуков связано со способом отражения твёрдости и мягкости согласных на письме.

Звуки обозначаются буквами, но произношение и написание слова при этом могут не совпадать.

Использованная литература:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 — 9 класс: учебник для углубл. изуч. рус.яз. / В.В. Бабайцева. — 6-е изд., перераб. — М. Дрофа, 2008
  2. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
  3. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. — МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x
  4. Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. — М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011

Звуковые повторы

ЗВУКОВЫ´ Е ПОВТО´ РЫ - эвфонический прием, заключающийся в повторении внутри стиха и в соседних стихах группы одинаковых или похожих звуков. Назначение З. п. - фонетическая выразительность стиха. З. п. образуются на базе аллитераций , поддержанных общей смысловой направленностью данного отрезка художественного произведения. З. п. встречаются в народном творчестве, например в стихоподобных поговорках:

Тише едешь - дальше будешь .

З. п. обычны в стихах русских поэтов:

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель.

(А. Пушкин)

Одеты темные поляны

Широкой белой пеленой .

(М. Лермонтов)

У Черного моря чинара стоит молодая.

(Он же)


Поэтический словарь. - М.: Советская Энциклопедия . Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская . 1966 .

Смотреть что такое "звуковые повторы" в других словарях:

    ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ Современная энциклопедия

    ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ - основной элемент фоники стиха: ощутимо повышенная концентрация одинаковых или похожих звуков. По месту в стихе различаются кольцо, когда звуки повторяются в конце и начале стиха (Редеет облаков летучая гряда, А. С. Пушкин; условное обозначение… … Большой Энциклопедический словарь

    Звуковые повторы - ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ, основной элемент фоники стиха: ощутимо повышенная концентрация одинаковых или похожих звуков. По месту в стихе различаются кольцо, когда звуки повторяются в конце и начале стиха (Редеет облаков летучая гряда, А.С. Пушкин;… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    звуковые повторы - основной элемент фоники стиха: ощутимо повышенная концентрация одинаковых или похожих звуков. По месту в стихе различаются кольцо, когда звуки повторяются в конце и начале стиха («Редеет облаков летучая гряда», А. С. Пушкин; условное обозначение… … Энциклопедический словарь

    ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ - ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ, основной элемент фоники стиха: ощутимо повышенная концентрация одинаковых или похожих звуков; см. Фоника и Повтор …

    фоника - и; ж. [от греч. phōnē звук, голос] Лит. Звуковая организация поэтической речи. * * * фоника (от греч. phōnē звук) (эвфония), 1) звуковая организация речи (преимущественно стихотворной), особенно в тех её элементах, правила повтора которых не… … Энциклопедический словарь

    Фоника - (от греч. phone – звук) звуковая организация художественной речи, а также отрасль поэтики, её изучающая. Звуковой материал, которым располагает художественная речь, задан ей самим языком; он всегда ограничен (например, в рус. языке всего… … Большая советская энциклопедия

    ФОНИКА - (от греч. phōnikós — звуковой, phōnē — звук), звуковая организация художественной речи, а также отрасль поэтики, ее изучающая. Звуковой материал, которым располагает художественная речь, задан ей самим языком, он всегда ограничен… … Литературный энциклопедический словарь

    Фоника - отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию. При широком толковании термина Ф. в последнюю включается и учение о стихотворной ритмике. Однако более обычным и более четким является ограничение понятия Ф. изучением сочетаний гласных и… … Литературная энциклопедия

    повто́р - а, м. 1. разг. То же, что повторение (во 2 и 3 знач.). Избегать повторов. □ Подчиненный в присутствии старшего должен быть именно его отражением. Как в зеркале: полный повтор и в то же время ничто, видимость. Мстиславский, Грач птица весенняя. 2 … Малый академический словарь

Книги

  • Проза Антона Чехова. Монография , Фрайзе Маттиас. Вниманию читателей предлагается монография проф. М. Фрайзе`Die Prosa Anton Cechovs` 1997 г., переработанная и дополненная автором и редакторами для данного русского издания. В первой части…

Поговорим о звуках и буквах. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем. Эти два понятия неразрывно связаны, поэтому их часто смешивают.

Звуки составляют оболочку звучащего и произносимого слова. Они нужны для различения слов: крот - рот, кот - ток, бой - вой, галка - галька.

Виды звуков
Гласных звуков - 6:
- ударные,
- безударные.

Согласных звуков - 37:
- звонкие,
- глухие,
- твердые,
- мягкие.

– прямые скобки служат для обозначения звука и его пары.

Чтобы ученики отлично знали буквы, мои коллеги, учителя начальных классов Золотарёва М.М. и Кубышкина Е.Л., придумали замечательную страну. В ней есть домики парных и непарных согласных, дорожка сонорных согласных, замок йотированных гласных букв.

Буквы - это письменные знаки. Письменными знаками являются цифры, пробелы между словами, кавычки, точка, запятые, многоточие, двоеточие, скобки. Полный последовательный перечень букв называется алфавитом.

Русский алфавит: 33 буквы

10 гласных букв: а, о, э, у, ы, и, е, ё, ю, я.

21 согласная буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Две буквы не имеют звукового значения: ъ, ь.

Буквы заключаются в кавычки « », когда мы указываем их в фонетическом разборе.

Каждая буква имеет две разновидности - прописную и строчную. ПрописнАя буква пишется как заглавная, большая. СтрочнАя - маленькая буква. Они различаются в печатном и рукописном виде.

Аа Бб Вв Гг Дд
а бэ вэ гэ дэ
Ее Ёё Жж Зз Ии
е ё жэ зэ и
Йй Кк Лл Мм Нн

и краткое

ка эль эм эн
Оо Пп Рр Сс Тт
о пэ эр эс тэ
Уу Фф Хх Цц Чч
у эф ха цэ че
Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь
ша ща твёрдый знак ы мягкий знак
Ээ Юю Яя
э оборотное ю я

При необходимости можно обратиться к терминам.

Фонетика [от греческого “phonetikos” – касающийся звуков] – раздел лингвистики, который изучает звуковой строй языка.

Фонема [от греческого “phonema” – звук] – единица звукового строя языка, служащая для построения и различения слов (мел – мель, власть-сласть).

Графика [от греческого “graphikos” – нарисованный] - раздел лингвистики, который изучает начертания письменных или печатных знаков, букв.

Транскрипция (транскрибировать) [от латинского “transcription” - переписывание] – передача звуков какого-либо языка условными знаками, буквами, отличающимися от принятой системы письма на этом языке.

К звуковым средствам художественной изобразительности относят аллитерацию, ассонанс, звуковые повторы.

Аллитерация - усиление изобразительности текста через повторы согласных звуков.

ШиПеНье ПеНистых БокаЛов

И ПуНШа ПЛамеНь гоЛуБой.

А.С. Пушкин

Ассонанс - усиление изобразительности через повторение гласных звуков.

Скучна мне Оттепель: вОнь, грязь - веснОй я бОлен;

КрОвь брОдит; чувства, ум тоскОю стеснены.

СурОвою зимОй я бОлее довОлен.

А.С. Пушкин

Звуковые повторы - усиление изобразительности через повторение сочетаний звуков.

В зАре гОРит ГРядущих ГРоз баГРянец.