«К Чаадаеву» А. Пушкин

«К Чаадаеву» А. Пушкин

Чтобы лучше понять смысл, перед тем, как читать стих «К Чаадаеву» Пушкина, стоит ознакомиться с историей его создания. Произведение было написано в 1818, всего через год после окончания поэтом лицея. Оно не предназначалось для печати и широкого круга читателей. Пушкин посвятил его лучшему другу, наставнику, единомышленнику, с которым давно был знаком и доверял даже сокровенные мысли. Стихотворение создано в виде свободного послания и было адресовано Петру Чаадаеву как личное письмо. Но, после прочтения для самых близких знакомых, неправильный вариант текста получил огласку, и в 1829 году без согласия автора был опубликован.

Некоторые восприняли стихотворение как прямое обращение и стимул к действию. Считается, что именно оно вдохновило декабристов на открытое проявление недовольства властью. Хотя до этого Пушкин осторожничал и не выносил свои политические взгляды на суд общественности. Скорее всего, «К Чаадаеву» тоже не было явным призывом. Поэт лишь поделился с человеком, к мнению которого прислушивался, возникшими мыслями, выразив недоверие к правящей верхушке. В стихотворении звучит мотив некоего переосмысления основных идеалов и стремлений. Поэт принимает своё взросление, оставляя позади юношеские взгляды. Он понимает, что некоторые желания были ошибочными и слишком утопическими, поэтому недолговечными. Пушкин начинает задумываться о чём-то большем и значимом, чем просто литературная слава. Поэт не отрекается от своего творческого призвания, но хочет применять его для высших патриотических целей, по средствам слова посвящая себя служению Родине. Автор выражает надежду на то, что политическая обстановка в стране ещё может измениться, если власти выполнят свои обещания. В противном случае, Пушкин не собирается ограничиваться лишь одними ожиданиями. Он считает, что нужно верить в силу своего духа, правильность идеалов и стараться воплотить мечты в реальность. Полагаясь на собственную честь, стремление к истинной свободе, желание освободиться от давящего гнёта, можно добиться обретения разочаровавшимся в царе российским народом новой надежды. По мнению поэта только совместные действия способны привести к свержению деспотической власти.

Чтобы выучить полный текст стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» для урока литературы (9 класс), можно перечитывать его онлайн или скачать с нашего сайта.

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

А.С. Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях А.С.Пушкина.

К Чаадаеву», .

БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье. Семья (кроме Александра, были еще дети Ольга и Лев) принадлежала к самой образованной части московского общества. В их доме собирались поэты, художники, музыканты.

Свои первые в жизни стихи поэт написал по-французски, т.к. родители придерживались французского воспитания, в доме всегда были французские гувернеры. Его прозвище в Лицее было «француз».

В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских царей.

Программа занятий в Лицее была обширной. В лицее царила особая атмосфера - немногочисленность учащихся (30 чел.), молодость ряда профессоров, гуманный характер их педагогических идей, ориентированный, по крайней мере, у лучшей части их, - на внимание и уважение к личности учеников, отсутствие телесных наказаний, дух чести и товарищества.

Пушкин сохранил лицейскую дружбу и культ Лицея на всю жизнь. Лицеисты выпускали рукописные журналы и уделяли много внимания собственному литературному творчеству. «Начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени», - вспоминал Пушкин впоследствии.

После окончания лицея Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря. Общение его очень широкое: гусары, поэты, литературные общества «Арзамас» и «Зеленая лампа», театры, модные рестораны, дуэли. Но Пушкин не растворялся в этой пестроте, он искал себя. Эти поиски не заканчивались в течении всей жизни. Он постоянно искал. Умер Пушкин в 1837 года в 2 часа 45 минут пополудни. Поэт умер через 46 часов после дуэли с Жоржем Дантесом. Он настойчиво ухаживал за женой Пушкина - Н. Гончаровой. За что получил вызов на дуэль, но, женившись на сестре Н. Гончаровой Екатерине, получил отказ в дуэли. Но через некоторое время продолжил свои ухаживания за Натальей, и дуэль стала неизбежной.

Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы и вольности . Эта тема возникает в его творчестве постоянно. Он исследует разные виды свободы, переосмысливает и видоизменя-ет их содержание. В течение всего творческого пути взгляды П-на на свободу менялись. На раннее творчество П-на оказала влияние особая атмо-сфера Лицея. Там внушали высокие принципы, проповедовали естественное право каждого человека на свободу, независимость суждений и поступков. Свобода претерпевала эволюцию в творчестве Пушкина.

Стихотворение «К Чаадаеву» (1818).

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена

О ЧААДАЕВЕ.

С Петром Яковлевичем Чаадаевым, блестяще образованным офицером, участником Бородинского сражения, Пушкин подружился еще в лицее. «Влияние на Пушкина было изумительно. Он заставлял его мыслить», – написал о Чаадаеве в своих воспоминаниях Я. И. Сабуров. Молодые люди мечтали участвовать в борьбе за освобождение родины от самодержавия. Но… неожиданно Чаадаев уехал за границу. Стихотворение «К Чаадаеву» было написано Пушкиным в «петербургский» период, в 1818 го­ду. В это время поэт находился под сильным влиянием декабристских идей. Под их воздействием создается его вольнолюбивая лирика этих лет, в том числе программное стихотворение «К Чаада­еву».

«К Чаадаеву» Александр Пушкин

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву»

Стихотворение «К Чаадаеву», написанное Пушкиным в 1818 году, до сих пор считается литературным гимном декабристов. У этого произведения довольно необычная история, так как автор не планировал его публикацию. Однако, записанное со слов поэта во время чтения в узком кругу друзей, стихотворение «К Чаадаеву» стало передаваться из рук в руки, пока не было опубликовано с некоторыми искажениями в альманахе «Северная звезда» лишь в 1929 году. Тем не менее, именно благодаря этому произведению за Александром Пушкиным, который был дружен со многими декабристами, закрепилась слава вольнодумца , в результате чего поэт дважды побывал в ссылке, куда был отправлен царем Александром I, не желавшим, чтобы поэт своими стихами «смущал умы» высшего общества.

Петр Чаадаев был давним другом Пушкина, с которым поэта связывали не только теплые и доверительные отношения, но и общие стремления. Будучи лицеистом, Пушкин подолгу любил беседовать с Чаадаевым, который к тому времени уже был студентом Московского университета, обсуждая с другом политическую ситуацию в России. С возрастом дружба лишь окрепла, и Петр Чаадаев был одним из немногих, кому Пушкин доверял свои самые сокровенные мечты и желания. Примером этому может служить стихотворение «К Чаадаеву», перовые строчки которого содержат намек на беззаботную юность двух молодых людей, опьяненных своими литературными успехами и общественным признанием. Кроме этого, между строк в первом четверостишье сквозит явное разочарование правлением Александра I , который провозгласил себя либералом и реформатором, однако режим его правления ознаменовался жестким периодом реакции, репрессиями и последующим подавлением восстания декабристов.

Далее поэт отмечает, что мнимая слава и юношеский максимализм не смогли убить в его душе желания изменить мир к лучшему и избавить Россию от самодержавия. При этом Александр Пушкин акцентирует внимание читателей на том, что отмены крепостного права, которую на словах провозгласил царский режим, так до сих пор и не произошло. «Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой», — пишет поэт, подразумевая, что его поколение еще не утратило надежду на изменение государственного строя. Вместе с тем Пушкин понимает, что добровольно пойти на уступки ни царь, ни его окружение, погрязшее в пороках, никогда не согласятся.

Именно поэтому в последних строчках стихотворения «К Чаадаеву» содержится открытый призыв к свержению самодержавия . Примечательно, что столь открыто и смело подобная идея, прозвучавшая в произведении Пушкина, была высказана впервые. Афишировать свою точку зрения молодой поэт, к этому времени уже переставший верить многочисленным обещаниям царя, не собирался. И этот факт подтверждают многие биографы Пушкина, отмечая, что стихотворение «К Чаадаеву» было доставлено адресату, и вскоре сам Пушкин о существовании этого шедевра литературного вольнодумства попросту забыл. К тому времени Петр Чаадаев не только являлся членом тайной масонской ложи, но и успел примкнуть к обществу будущих декабристов под названием «Союз благоденствия». Стихотворение Пушкина его участники восприняли, как призыв к действию, уверовав в то, что «на обломках самовластья напишут наши имена». Впоследствии, когда заговор против царя был раскрыт, и многие представители знаменитых дворянских фамилий отправились в Сибирь, Александр Пушкин неоднократно укорял себя за неосторожность и сожалел, что не смог разделить участь людей, которые близки ему по духу, справедливо считая, что именно стихотворение «К Чаадаеву» заставило декабристов совершить попытку государственного переворота. Поэтому имя Пушкина неразрывно связано с декабристами, которых он вдохновил на открытую борьбу с самодержавием, впоследствии воспетую многими русскими поэтами.

Сочинение

В начале послания Пушкин говорит о том, что быстро исчезли надежды, которые возникли было в обществе в первые годы царствования Александра I. Гнёт «власти роковой» заставляет людей передовых взглядов и свободолюбивых настроений с особой остротой чувствовать «призыванье отчизны» и нетерпеливо ожидать «минуты вольности святой». Поэт призывает своего друга отчизне посвятить «души прекрасные порывы...», бороться за её свободу. В конце стихотворения поэт с особой силой выражает веру в неизбежность падения самодержавия и в освобождение русского народа.

Важно отметить, что здесь патриотизм Пушкина неразрывно соединяется в его представлении с революционным служением родине. Любовь к родине неразрывна с борьбой за её свободу.

Чувства, высказываемые в стихотворении, находят точное и яркое выражение в ряде словесных образов.

Мы встречаем такие выразительные метафоры, как «в нас горят ещё желанья», «пока свободою горим, пока сердца для чести живы», «звезда пленительного счастья»; эмоционально-оценочные 1 эпитеты: «вольность святая», «нетерпеливою душой»; яркие образные выражения: «под гнётом власти роковой», «на обломках самовластья».

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье;

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!.

В начале послания Пушкин говорит о том, что быстро исчезли надежды, которые возникли было в обществе в первые годы царствования Александра I. Гнет “власти роковой” заставляет людей передовых взглядов и свободолюбивых настроений с особой остротой чувствовать “призыванье отчизны” и нетерпеливо ожидать “минуты вольности святой”. Поэт призывает своего друга отчизне посвятить “души прекрасные порывы.”, бороться за ее свободу. В конце стихотворения поэт с особой силой выражает веру в неизбежность падения самодержавия и

В освобождение русского народа.
Важно отметить, что здесь патриотизм Пушкина неразрывно соединяется в его представлении с революционным служением родине. Любовь к родине неразрывна с борьбой за ее свободу.
Чувства, высказываемые в стихотворении, находят точное и яркое выражение в ряде словесных образов.
Мы встречаем такие выразительные метафоры, как “в нас горят еще желанья”, “пока свободою горим, пока сердца для чести живы”, “звезда пленительного счастья”; эмоционально-оценочные 1 эпитеты: “вольность святая”, “нетерпеливою душой”; яркие образные выражения: “под гнетом власти роковой”, “на обломках самовластья”.
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!.

  1. Действие повести “Капитанская дочка” происходит во время восстания Емельяна Пугачева. Конечно же, штурм и падение Белогорской крепости не имели решающего исторического значения, однако о героях повести вполне можно говорить как...
  2. Описывая действительность, в которой он жил, А. С. Пушкин, выставляя напоказ ограниченный, праздный образ жизни и духовную нищету одних дворян, считал своей обязанностью познакомить читателя и с лучшими представителями этой...
  3. “Жизнь без любви не жизнь, а существование, без любви жить невозможно. Для того и дана душа человеку, чтобы любить”, – утверждает М. Горький. Человек, которому Всевышний подарил такой талант, как...
  4. “Евгений Онегин” – одно из лучших произведений русской литературы девятнадцатого века. В этом романе меня поразил образ Татьяны Лариной. Чувствительность, сентиментальность Татьяны, ее духовная возвышенность, чистота, способность сопереживать и понимать...
  5. Роман А. С.Пушкина “Евгений Онегин” вызвал Многочисленные отклики современников как По мере публикации его глав, так и тогда, Когда в 1833 г. он был напечатан отдельным Изданием. Однако критики того...
  6. Нашу жизнь невозможно представить без Пушкина. Он вошел в русскую культуру не только как Поэт, но и как творец души человеческой. Он действовал самым редким инструментом – стихом, но в...
  7. Татьяна Ларина – главная героиня романа в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Иногда читателям кажется, что автор неправильно дал название своему произведению. Симпатия всех, кто берется читать роман, всегда...
  8. 1830 год – самый серьезный рубеж в жизни и в творчестве А. С. Пушкина. Лучшие произведения ве­ликого поэта были созданы именно осенью 1830 года, -Болдинской осенью. К числу этих произ­ведений...
  9. Когда Пушкин задумал писать роман “Евгении Онегин”, у него была напечатана только первая часть романа. В ходе работы над романом “Евгений Онегин” Пушкин перешел от романтизма к реализму. Даже гениальному...
  10. Пожалуй один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, – это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли...
  11. .Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. В. Г. Белинский. В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения гения русской литературы, любимого поэта миллионов Александра Сергеевича Пушкина. Хочется...
  12. А. С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию, И, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной Жизни и любопытства к ней, что жизни он мог отдаться...
  13. Ольга – одна из главных героинь литературное произведениеа в стихах “Евгений Онегин”. Впервые на страницах литературное произведениеа мы встречаемся с Ольгой не непосредственно, а через восприятие возвышенного, благородного, литературное произведениетического...
  14. Владимир Дубровский воспитывался в кадетском корпусе, выпущен был корнетом в гвардию. Отец не жалел ничего для сына, и молодой человек получал из дома “более, нежели должен был ожидать”. Он жил,...
  15. Действие романа “Евгений Онегин” развивается в 1819-1825 годы. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, сложился тип человека, подобного герою романа А. С. Пушкина...
  16. На вторую половину 20-х и начало 30-х годов приходится расцвет реалистической лирической поэзии Пушкина. В лирической поэзии Пушкина особенно ярко отразились нравственная сила, богатство и очарование личности поэта, перипетии его...
  17. Романтизм как литературное направление сформировался в большинстве стран Европы к началу XIX века, вызвав к жизни целую плеяду замечательных писателей и поэтов. Выдающимися русскими поэтами-романтиками по праву считаются В. Жуковский,...
  18. А. С. Пушкин – великий реформатор не только русского литературного языка, но и русской прозы. Он принял за правило, что “точность и краткость – вот первые достоинства прозы”. Роман “Дубровский”...
  19. Герой и автор постоянно меняются местами. Именно лирические отступления и выполняют функцию создания “энциклопедии русской жизни”. Афористичность языка разрешала показать в произведении не только внешняя жизнь, а и его глубинную...
  20. Начала свободы все время поддерживались и подогревались, с какой стороны ни посмотреть. Кавказ – это борьба горцев за свободу. Бессарабия – это, часто почти наглядная, деятельность членов тайных обществ или...