"прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи. знаки препинания пр прямой речи

"прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи. знаки препинания пр прямой речи

Чужое высказывание может быть передано с помощью прямой речи:

«Мне нужен мощный телескоп» , - уверенно сказал Мишка.

или с помощью косвенной :

Мишка уверенно сказал, что ему нужен мощный телескоп .

Косвенная речь - это пересказ чужого высказывания.

Предложение с косвенной речью по структуре сложное:1-я часть главная часть сложного предложения) соответствует словам автора при прямой речи , а 2-я часть (зависимая) передает содержание высказывания и соответствует прямой речи.

Петров сказал: «Я хочу найти клад сам ». - Прямая речь.

Петров сказал, что хочет найти клад сам . - Косвенная речь.

Косвенная речь

Высказывание, передаваемое с помощью косвенной речи, претерпевает некоторые изменения.

Предложения

с прямой речью

Изменения

Предложения

с косвенной речью

«Я очень хочу », - шепотом сказал Мишка .

Меняются формы

местоимения и глагола

Мишка шепотом сказал, что он очень хочет увидеть настоящих инопланетян .

«Анюта , милая, принеси, пожалуйста, еще мороженого », - попросила сестра.

Обращения опускаются, заменяются другими средствами

Сестра ласково попросила Анюту, чтобы она принесла еще мороженого .

«Как же здорово ты все придумал ! » - восхитился Петров.

Восклицательные и вопросительные предложения: междометия, эмоциональные частицы исчезают, а эмоциональность высказывания передается описательно.

Петров восхищенно воскликнул , что я очень здорово все придумал .

Не всякое высказывание можно перевести из прямой речи в косвенную:

Речевые ошибки - смешение предложений с:

Прямой речью

Косвенной

Ошибочно

Правильно

Он сказал: «Я буду бороться! »

Он сказал, что я буд у бороться .

Он сказал, что он буд ет бороться .

Ведь одна из заповедей гласит: «Не убий ».

Ведь одна из заповедей гласит, что никогда не убей .

Ведь в одной из заповедей говорится, что нельзя убива ть .

В косвенную форму могут быть переведены сообщение, побуждение или вопрос (прямой или косвенный).

Примеры вопросов

Конструкции с вопросительным высказыванием, оформленные следующим образом:

Я спросил: зачем идете в горы вы?

занимают промежуточное положение между предложениями с прямой и с косвенной речью.

Высказывания разных лиц могут сменять друг друга, образуя диалог .

Диалог может быть оформлен на письме двумя способами.

В первом случае каждая реплика дается с нового абзаца. В таком случае перед каждой репликой ставится тире:

- Яму копал ?

- Копал .

- В яму упал ?

- Упа л.

- В яме сидишь?

- Сижу .

- Лестницу ждешь?

- Жду.

- Яма сыра ?

- Сыра.

- Как голова?

- Цела .

- Значит, живой?

- Живой.

- Ну, я пошел домой !

Второй способ оформления диалога может быть использован, если при репликах нет указания на то, кому они принадлежат. В таком случае реплики следуют в подбор, в строку, причем каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней с помощью тире.

« Яму копал? » - « Копал » . - « В яму упал?» - « Упал» . - « В яме сидишь?» - « Сижу» . - « Лестницу ждешь?» - « Жду» . - « Яма сыра?» - « Сыра» . - « Как голова?» - « Цела» . - « Значит живой?» - « Живой» . - « Ну, я пошел домой!»

При оформлении прямой речи кавычка ставится после вопросительного и восклицательного знаков, заканчивающих реплику, но всегда перед точкой.

«Яму копал ?» - спросил я. «Копал », - грустно ответил он .

Список литературы

  1. Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Жданова Л.А., Литневская Е.И. Русский язык.
  2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык.
  3. Справочник по русскому языку «Русский язык в таблицах и схемах» ().
  4. Чужая речь (собрание материала) ().
  1. Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина ().
  2. Презентация «Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью» ().

Домашнее задание

Задание № 1. Расставьте знаки препинания в предложениях.

  1. Повсюду стали слышны речи Пора добраться до картечи. (М. Лермонтов)
  2. Давненько не брал я в руки шашек говорил Чичиков. (Н. Гоголь)
  3. Какая же ваша будет последняя цена спросил наконец Собакевич. (Н. Гоголь)
  4. Мой дед землю пахал с надменной гордостью отвечал Базаров. (И. Тургенев)
  5. В.Г. Белинский писал что создает человека природа, но развивает и образует его общество.
  6. Подъезжают они к избе спрашивают где тут разыскать хозяйственную часть. (Д. Фурманов)
  7. На охоту с ружьем я не смел уже и попроситься хотя думал что почему бы мне с Суркой не поохотиться. (С. Аксаков)
  8. Берегись кричал кучер не сдерживая лошадей. (А. Чехов)

Задание № 2

Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Объясните, чем вызваны эти ошибки.

Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.

Меня спросили, где я раньше работал?

Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.

Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.

Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.

В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».

ЦЕЛИ:

  1. Научить заменять прямую речь косвенной, учитывая особенность предложений по цели высказывания.
  2. Развивать умение работать самостоятельно по изучению новой темы; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
  3. Воспитывать внимание, наблюдательность, толерантность во время работы в группе, чувство коллективизма.

ХОД УРОКА

Работа идёт в группах по 3 –4 человека со взаимопроверкой и объяснением нового материала друг другу, а затем защита своей работы в классе. В группе сильный ученик выполняет роль учителя – консультанта.

ЗАДАНИЕ 1.

1. Спиши предложения, расставляя знаки препинания.

А. У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и качаясь шепчет шаловливо С добрым утром!

Б. Гроза будет сказал Федя посматривая на облака.

В. Я знаю проговорила она вас не убедишь.

2. Объясни постановку знаков препинания товарищу, выслушай его объяснения.

3. Составь схемы последнего и первого предложения.

ЗАДАНИЕ 2. Прочитай внимательно теоретический материал. Если тебе что-то непонятно, обратись к учителю или своему консультанту.

  1. Предложение с косвенной речью состоит из двух частей: одна часть, как и в предложении с прямой речью, представляет собой слова автора; другая часть выражает содержание чужой речи (косвенную речь) и присоединяется к первой союзами что, будто, чтобы, местоимениями и наречиями кто, что, как, какой, где, когда, почему и другими или частицей ли . Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю. (Ср. Мать просила: "Не опаздывайте к чаю!")
  2. В предложении с косвенной речью кавычки не ставятся. См. предложение в п.1.
  3. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее щзапятой.
  4. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится. Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Москву.
  5. При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глаголов) передаются от лица автора, рассказчика, а не от того лица, чья речь передается. Я поинтересовался, можно ли мне остаться на ночь.

Рассмотри предложенные примеры, разберись, как происходит замена прямой речи косвенной. (Работа проходит под руководством ученика–консультанта. Комментирование идёт по цепочке вслух). Обрати внимание на выделенные слова в прямой речи и на то, как они заменяются в речи косвенной.

После работы с таблицей учитель может проверить знание и понимание теоретического материала по таблице, предложенной в задании 2.

А теперь переходим к практической части.

Закрепи свои знания!

Замени прямую речь косвенной.

  1. «Живей, живей, ребята, подсобляйте!» - крикнул Николай Петрович.
  2. «Да, я знаю вас, Базаров», - подтвердила она.
  3. «Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, - проговорил Аркадий, - и я ничем не занимаюсь».
  4. «Хлопот у меня с мужиками в нынешнем году», - продолжал говорить Николай Петрович.
  5. Аркадий с прежней улыбкой сказал Базарову: «Евгений, возьми меня с собой!»
  6. Я спроси его: «Да ты умеешь ли плавать?»
  7. Илюша крикнул ему вслед: «Смотри, не упади в реку!»

ЗАДАНИЕ 3 . Проведите обратную замену, преобразовав предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью.

  1. Кирилла Петрович спросил у Маши, где она была.
  2. Я заметил, глядя на светлое небо, что погода славная будет.
  3. Отец крикнул Феде. Чтобы он держал правее.
  4. Дубровский спросил, все ли здесь и не осталось ли кого в доме.
  5. Сергей спросил тихо, почему она ушла.

Проверь правильность выполнения задания по опорной карточке. Обрати внимание на возможные варианты.

  1. Кирилла Петрович спросил: «Маша, где ты была?» или Кирилла Петрович спросил у Маши: «Где ты была?»
  2. Я заметил, глядя на светлое небо: «Погода будет славная!»
  3. Отец крикнул Феде: «Держи правее!» или Отец крикнул: «Федя, держи правее!»
  4. Дубровский спросил: «Все здесь? Никто не остался в доме?» или Дубровский спросил: «Все ли здесь, не осталось ли кого в доме?»
  5. Сергей спросил тихо: «Почему ты ушла?»

За эту часть работы ученики получают оценки в карточки учёта, которые выглядят так:

ЗАДАНИЕ 4 . Исправь ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Объясни, чем вызваны эти ошибки.

  1. Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
  2. Меня спросили, где я раньше работал?
  3. Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.
  4. Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
  5. Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
  6. В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».

Подводим итог первого урока, корректируем знания. На дом предлагаем найти в текстах художественной литературы предложения с прямой речью и перестроить их в предложения с косвенной речью.

Второй час представляет самостоятельную работу (для слабых ребят возможно поддержка сильного в виде 2 вопросов- консультаций).

ЗАДАНИЕ 1 выполняем коллективно. Рассмотри схемы предложений и проиллюстрируй каждую из них предложениями из предложенных.

А: «П (?!).» «П (?!,» - а. «П! – а. – П (?!).» «П? – а. – П (?!).» «П, - а, - п (?!).»

  1. Зачем откладывать спросил меня Швабрин за нами не смотрят.
  2. Помилуй батюшка Пётр Андреич сказал Савельич Зачем ему твой заячий тулуп.
  3. Батюшка Пётр Андреич произнёс он дрожащим голосом не умори меня с печали.
  4. Что же ты стоишь закричал я сердито.
  5. Я отвернулся и сказал ему Поди вон Савельич я чаю не хочу.

ЗАДАНИЕ 2. Выполни контрольный тест (слабые могут обратиться за помощью 2 раза)

1. Выпиши номера предложений с прямой речью (знаки препинания не расставлены) и нарисуй схемы выписанных предложений.

А. Жуковский воспринимал Пушкина как «будущего гиганта».
Б. Отец удивлённо спросил это ты сделал?
В. Гоголь дивился «драгоценности русского языка».
Г. Будут работать одобрительно сказал старик.
Д. Савельич дёргал меня за руку говоря выходи сударь приехали.
Е. Он спросил меня что мы делаем.
Ж. В море значит дома говорил он.

2. Замени предложения с прямой речью из задания 1 на предложения с косвенной речью.

3. Выпиши номера предложений с косвенной речью (знаки препинания не расставлены).

А. Ну, это ещё не на высоте подумал я.
Б. Может быть вы скажете какой это инструмент спрашивал учитель.
В. Упрёки в том что телевидение не искусство, во многом закономерны.
Г. Охотник говорил чтобы мы были осторожнее.
Д. Час от часу не легче подумал я.
Е. Врач велел чтобы я и сидел дома.
Ж. По мнению соседей он был угрюм.

4. Замени выписанные в задании 3 предложения на предложения с прямой речью.

5. Выпиши номера предложений, соответствующих схеме (знаки препинания не расставлены): «П,» - а.

А. Может быть сегодня уедем спросил отец.
Б. Иван задал вопрос можно уехать сегодня?
В. Сосед громко крикнул закройте дверь!
Г. Мальчик завопил караул!
Д. Она тихо проговорила останься сынок.
Е. Она завтра вернётся сказала Лида.
Ж. Он скромно ответил нет.

6. Поставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью.

А. Она прошептала Какие чудные цветы!
Б. Стану я пса кормить рассуждал он притом пёс животное умное сам найдёт себе пропитание.
В. Это должен сказать кто-то другой закричал он.
Г. И завтра будет бой спросил он.
Д. Посмотри в окно сказал он и успокойся.

7. Выпиши номера предложений с правильной пунктуацией при прямой и косвенной речи.

А. «Куда это вы в такую рань собрались?» - проворчала она.
Б. «Соседка, перестань срамиться», - ей Шавка говорит.
В. «Добрый человек! – закричал ямщик. Где дорога?»
Г. Директор спросил, что дождь перестал.

8. Выпиши номера предложений с неправильной пунктуацией при прямой и косвенной речи.

А. Мать спросила: «Кто там?»
Б. По мнению учёных этот провал угасший кратер.
В. Он объявил, что пойдёт спать.
Г. Вечером ворвалась весть: «Царя скинули!»


При замене прямой речи косвенной слова автора становятся главным предложением. Если слова автора стояли после прямой речи, в главном предложении меняется порядок слов.
Придаточное предложение, передающее чужую речь, присоединяется к главному различными союзами, выбор которых зависит от цели высказывания, заключённой в прямой речи. Если прямая речь - повествовательное предложение, употребляются союзы что, будто: если побудительное, союз чтобы, если вопросительное, то роль подчинительных союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы, которые были в прямой речи. Личные и притяжательные местоимения 1-го и 2-го лица ставятся в форме 3-го лица единственного и множественного числа. Местоимения и глаголы употребляются не от лица того, кто произносит эти слова, а от лица того, кто передаёт чужую речь. Обращения, слова-предложения да и нет, вводные слова, частицы, междометия при замене прямой речи косвенной, как правило, опускаются. Содержание прямой речи в косвенной может быть передано с большей или меньшей точностью.
Прямая речь Косвенная речь
Повествовательное предложение
Олег в это время сказал: «За ребятами дело не станет, смелые ребята всегда найдутся, а всё дело в организации» (А. Фадеев).
(Прямая речь стоит после слов автора, личные местоимения в ней отсутствуют, глаголы употреблены в 3-м лице.)
Побудительное предложение
«Уходите лесом к реке и дальше вверх и вниз по реке»,- сказал Анатолий, овладев собой (А. Фадеев).
Слова автора стоят после прямой речи.
(Прямая речь - определённоличное предложение, имеется глагол повелительного наклонения.)
Олег в это время сказал, что за ребятами дело не станет, смелые ребята всегда найдутся, а всё дело в организации.
(Расположение частей не меняется, главное с придаточным связывается союзом что.)
Анатолий, овладев собой, сказал, чтобы они [люди, военнопленные] уходили лесом к реке и дальше вверх и вниз по реке. Меняется расположение частей предложения и порядок слов в главном предложении.
(Косвенная речь присоединяется союзом чтобы, определённоличное предложение заменяется двусоставным, подлежащее подсказывается контекстом, повелительное наклонение глагола заменяется формой изъявительного наклонения прошедшего времени множественного числа.)

Прямая речь Косвенная речь
Вопросительное предложение
«Как себя чувствуете?» - он с любопытством посмотрел на Алексея (Б. Полевой).
(Прямая речь - определённо- личное предложение, в словах автора отсутствует глагол, обозначающий процесс речи.)
е Прочёл?» - хитровато спросил комиссар (Б. Полевой).
(Вопросительное предложение в прямой речи не оформлено вопросительным словом.)
Врач с любопытством посмотрел на Алексея и спросил, как он себя чувствует.
(В главном предложении местоимение он заменяется названием лица, кому речь принадлежит, чтобы избежать повторения одного и того же местоимения он: добавляется глагол спросил: определённо-личное предложение в косвенной речи заменяется двусоставным с подлежащим он и соответствующей формой глагола.)
Комиссар хитровато спросил Мересьева, прочёл ли он статью.
При отсутствии вопросительного слова в косвенную речь вводится служебное слово ли, в главное и придаточное предложения - недостающие члены предложения.

Примечание. Косвенной речью может быть передан и диалог. При этом используется сложное предложение с разными видами связи: Витька робко намекнул, что неплохо бы эти бутылки при- прятать, но Серёжка вдруг вспомнил что-то, посуровел и сказал, что им обоим нужно немедленно идти в военный госпиталь (А. Фадеев).

Принципы русской пунктуации.

Функции знаков препинания.

Чужая речь и ее виды.

Чужая речь

Вид чужой речи Характеристика Пример
Прямая речь
Косвенная речь
Примечание. 1. Общий смысл чужой речи можно передать при помощи вводных слов и предложений. 2. Тему высказывания того или иного лица можно обозначить одним из членов предложения.

Сравните:

Цитирование.

Цитата

Способ Пример

Тема: Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Чужая речь и ее виды.

Чужая речь – это высказывание какого-либо лица, включенное в авторское повествование или речь рассказчика.

Вид чужой речи Характеристика Пример
Прямая речь Дословное воспроизведение чужой речи с сохранением содержания, формы, всех особенностей. Не типична для научного и официально-делового стилей. И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы: «О, если б в небо хоть раз подняться!»
Косвенная речь Чужая речь, переданная не дословно, а лишь с сохранением ее содержания и образующая вместе с авторскими словами сложноподчиненное предложение. Характерна для научного, публицистического стилей. Н.Островский убеждал, что мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям.
Примечание. 3. Общий смысл чужой речи можно передать при помощи вводных слов и предложений. 4. Тему высказывания того или иного лица можно обозначить одним из членов предложения. Как говорил К.Паустовский, средняя полоса России – страна необыкновенная. И.С.Тургенев много писал о природе человеческих взаимоотношений.

Замена прямой речи косвенной.

1. При передаче чужой речи в виде косвенной меняются формы личных и притяжательных местоимений и личных форм глагола: 1-е или 2-е лицо обычно меняется на 3-е.

2. В косвенной речи нельзя передать элементы живой разговорной речи дословно (обращения, междометия, вводные слова, частицы, формы повелительного наклонения).

Сравните:

Цитирование.

Цитата – это дословная выдержка из чьего – либо сочинения или высказывания. Сфера использования – письменная речь.

Способ Пример
Цитата может быть оформлена как прямая речь. В.Титов писал: «Только когда человек за свою жизнь не сделает ничего хорошего, не совершит доброго дела, он умирает».
Цитата может вводиться при помощи подчинительных союзов, при этом она начинается со строчной буквы и заключается в кавычки. В одном из своих стихотворений В. Кочетков говорит о тех, кто прошел дорогами войны, и о том, что от живущих сегодня «не поклонения, а понимания ждет военное поколение».
Если цитата вводится не полностью, то на месте пропуска ставится многоточие. Поэт пишет, что военное поколение, «стойкостью знаменитое…убитое, но незабытое, погибшее, но непотерянное…»
При цитировании стихотворных строк кавычки не ставятся. У Р.Гамзатова есть удивительные по силе строчки: Люди, я прошу вас, ради бога, Не стесняйтесь доброты своей. На земле друзей не так уж много. Опасайтесь потерять друзей.
Эпиграф в кавычки не заключается, пишется в правом верхнем углу, ссылка на автора дается без скобок ниже эпиграфа. Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда-то, А превратились в белых журавлей. Р.Гамзатов.
| следующая лекция ==>
|
ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ КАК СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПР ПРЯМОЙ РЕЧИ. ЗАМЕНА ПРЯМОЙ РЕЧИ КОСВЕННОЙ

ПРЯМАЯ РЕЧЬ - это точно воспроизведённая чужая речь, которая передаётся от лица того, кто говорит.
Предложение с прямой речью состоит из двух частей:

1)
слова автора (А, а) , указывающие на того, кто произнёс речь (авторское введение): Мудрецы учат... ;
2)
прямая речь (П, п) - точно воспроизведённая чужая речь: «Счастье внутри тебя».


Вспомните, что вам известно о знаках препинания при прямой речи из изученного на уроках родного языка.

Пунктуации при прямой речи


На письме предложения с прямой речью оформляются системой знаков: прямая речь выделяется и отделяется.


ВЫДЕЛЯЕТСЯ
Для указания на то, что чужая речь передана точно, прямая речь выделяется кавычками и, в зависимости от интонации, знаком в конце предложения: вопросительным или восклицательным, запятой внутри предложения или точкой в конце предложения.


1) «П (?!)», - а. Прямая речь, стоящая перед словами автора, отделяется тире ( это сказал такой-то ): «А можно я буду звонить тебе, когда мне будет не слишком весело?» - спросил он, небрежно при щурившись (Д. Рубина) ;


2) А: «П». Прямая речь, стоящая после слов автора, отделяется двоеточием ( что именно сказал ...): Мудрецы учат: «Счастье внутри тебя» (М. Веллер );


3) «П, - а, - п». Слова автора, стоящие внутри одного предложения прямой речи, с двух сторон отделяются запятыми и тире : «Спасибо, Павлуша, - сказала я, - ещё раз спасибо» (В. Токарева);


4) «П (?!), - а. – П». Если слова автора стоят между двумя предложениями прямой речи, то после первого предложения , в зависимости от интонации, ставятся запятая, вопросительный или восклицательный знак и тире; после слов автора ставятся точка и тире : «Только ты не шуми, - сказал отец. – А то младшие такой бунт поднимут» (Ч. Айтматов).

Чужая речь может воспроизводиться точно, прямо передавая содержание и интонацию. В этом случае она оформляется на письме в виде прямой речи. Чужая речь также может передаваться косвенно, излагая только смысл чужой речи. Косвенная речь (непряма мова) оформляется на письме в виде сложного предложения: Среди бела дня Диоген ходил с фонарём в руках и объяснял: « Ищу человека». - Среди бела дня Диоген ходил с фонарём в руках и объяснял, что он ищет человека .
Чужая речь, переданная в форме придаточной части сложноподчинённого предложения, называется КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ.


Предложение с косвенной речью - это сложноподчинённое предложение, где главная часть содержи слова автора, а придаточная - чужую речь.

Замена прямой речи косвенной речью


Если косвенная речь передаёт сообщение, повествование, то предложение, передающее чужую речь, присоединяется союзами или союзными словами что , будто : Саша сказал: «Я никуда не пойду». - Саша сказал, что он никуда не пойдёт .
А: «П». = , ( что ...).


Если косвенная речь передаёт просьбу, приказ, то предложение, передающее чужую речь, присоединяется союзом чтобы : «Никуда не уходи!» - сказала мать. - Мать сказала сыну, чтобы он никуда не уходил .
А: «П». = , ( чтобы ...).


Если косвенная речь передаёт вопрос, то предложение, передающее чужую речь, присоединяется союзами что , кто , какой , где , когда , куда , откуда , ли (вопросительный знак не ставится): Мальчик спросил: «А море где?» - Мальчик спросил, где море .
А: «П?» = , ( где ...).

Пунктуация в предложениях с косвенной речью


Предложения, передающие чужую речь косвенно, обычно стоят после слов автора и отделяются от него занятой.


При замене прямой речи косвенной речью заменяются личные и притяжательные местоимения: они употребляются с точки зрения того, кто передаёт чужую речь.


Обращения, междометия, вводные слова в косвенной речи не употребляются

1. Объяснительное письмо


Выразительно прочитайте предложения с прямой речью, соблюдая интонацию, с которой произносятся предложения в зависимости от положения слов автора по отношению к прямой речи. Спишите предложения. Составьте схемы предложений с прямой речью.


1. Епиходов вышел, за дверью послышался его голос: «Я на вас буду жаловаться» (А. Чехов) . 2. Я смотрел на неё и думал: «Сколько ещё сказок и воспоминаний осталось в её памяти?» (Максим Горький) . 3. Отец крикнул: «Осторожно!» 4. «Странная всё же штука, наша память», - подумал он (М. Юденич) . 5. «Здравствуйте!» - ответил класс (Ч. Айтматов) . 6. «Что-нибудь случилось?» - спросил он (Ч. Айтматов) . 7. Глаза у него были, - напишу я, - как небо». 8. «Отдай, - сказал он, - иначе плохо будет» (Ч. Айтматов). 9. «Скажи, какое дело, начал приставать младший брат, - честное слово, никому не скажу» (Ч. Айтматов) . 10. «Тише ты, - шипел на меня Мишка. - Всю рыбу распугаешь!..» (В. Медведев). 11. «Стой! - крикнул он. - Ты что, не видишь, что конь у тебя хромает?» (Ч. Айтматов). 12. «Чудо может обнаружить себя во всём, - говорит. - В улыбке, в веселье, в каждом сказанном вовремя нужном слове» (М. Веллер).


2. Восстановление предложений


Спишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя на место пропуска данные в скобках слова автора. Выделите кавычками прямую речь, отделите её от слов автора соответствующими знаками. Выделите знаками междометия (вигуки), обращения (звертання). Составьте схемы предложений.


1. ... Эй охотник заворачивай к нам (Ребята стали кричать) (Ч. Айтматов). 2. Ты что сынок... (спросила мать) (А. Кузнецова). 3. Всем вам ребята большой привет... (сказала она) (Ч. Айтматов) .4. Привет ребята... чем занимаемся? (сказал Игорь) (А. Рыбаков). 5. Ты давай-ка приятель быстро... а то как бы пёс за нами не увязался (попросил лесник) (С. Иванов). 6. Слезай сын приехали... . Путешествие окончено (говорит отец). 7. Да разговор важный.... Садитесь ребята (подтвердил завуч) (Ч. Айтматов) . 8. Ребята это я.... Это я говорю (подал он голос поднимая голову) (Ч. Айтматов). 9. Ох заводной.... Нет с ним не соскучишься (сказал шофёр) (О. Гончар). 10. Нет стоп … . Главное не поддаваться панике (сказала Серафима себе) (В. Крапивин).

3. Конструирование предложений


І. Выразительно прочитайте приведённые в упражнении высказывания. Какой темой они объединены?


ІІ. Данные высказывания оформите в виде прямой речи. Для введения прямой речи используйте разные глаголы: говорил, писал, предупреждал, считал, был убеждён, заметил, пришёл к выводу и др.


1. Переводчики - почтовые лошади просвещения (А. Пушкин). 2. Переводчик в прозе - раб, переводчик в стихах - соперник (В. Жуковский). З. Перевод - это автопортрет переводчика (К. Чуковский) . 4. Перевод - всегда комментарий (Лео Бек) . 5. Есть много способов перевести книгу; лучший из них - поручить это дело переводчику (Д. Пашков) . 6. Мало что на свете может сравниться со скукой, которую вызывает в нас буквальный перевод (Марк Твен) . 7. Лишь усвоив в возможном совершенстве родной язык, мы в состоянии будем в совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде (Ф. Достоевский) .

С л о в а р ь :

Почтовые лошади - лошади, используемые на почтовых станциях в России в ХIХ в. для перевозки почты.

Автопортрет - портрет, выполненный собственноручно, т. е. самим автором.

4. Анализ учебного материала


І. Спишите парами предложения с прямой и косвенной речью. Охарактеризуйте тип предложения, содержащего прямую речь, по цели высказывания. Подчеркните союзы, которыми присоединяются эти предложения в косвенной речи.


ІІ. Подчеркните в предложениях, содержащих прямую и косвенную речь, местоимения и глаголы, укажите их лицо и число. Проследите, употребляются ли в косвенной речи обращения, вводные слова.

О б р а з е ц . Максим сказал: «Я хочу с вами посоветоваться (повествовательное). - Максим сказал, что он хочет посоветоваться со мной .

Прямая речь Косвенная речь
Отец сказал: «Проект понравился». Отец сказал, что проект понравился.
«Бесспорно, здесь никто не виноват», - сказала мама. Мама сказала, что здесь никто не виноват.

Я закричал: «Беги быстрее, Мишка!» Я кричал Мишке, чтобы он бежал быстрее.
Женщина спросила Мишку: «Ты где живёшь, мальчик?» Женщина спросила Мишку, где он живёт.

Мама спросила: «Что случилось, сынок?» Мама спросила у сына, что случилось.


5. Пунктуационная работа


І. Прочитайте предложения с косвенной речью. Укажите слова автора и косвенную речь. Спишите предложения. Расставьте знаки препинания. Подчеркните союзы (союзные слова), присоединяющие косвенную речь.


1. Девушка подумала что надо куда-то двигаться (Л. Петрушевская). 2. Я заметил приятелю что мы отвлеклись от темы разговора. 3. Девочка вдруг ответила что не может вспомнить откуда у неё эта книга. 4. Мама сказала чтобы мы всё подготовили к встрече гостей. 5. Тренер сказал чтобы мы пробежали ещё два круга. 6. Отец велел чтобы мы собирались. 7. Мы часто спрашиваем себя что для нас главное в жизни. 8. Мальчишки поинтересовались когда начнутся соревнования.


ІІ. Замените предложения с косвенной речью предложениями с прямой речью, запишите их.

6. Домашнее задание

Вариант 1 . К прямой речи допишите слова автора. Расставьте знаки препинания, свой выбор обоснуйте.


1. ... «Это что-то новое». 2. «Отойди от компьютера!» ... . 3. «Поедете завтра» ... . 4. «Да... это успех». 5. «А я думал... ты забыла». 6.»Смотри... не упади». 7. «Она едет! … Скажи всем!» 8. «Вот... . Выбирайте, что хотите».