Земля — космическое тело. Сочинение егэ по текстам о природе И все мы никто иные как космонавты

Земля — космическое тело. Сочинение егэ по текстам о природе И все мы никто иные как космонавты

(Звучит музыка Грига. Стихотворение на фоне музыки).

Прости, Земля, прости, прости, прости...

Мы, люди, так тебя обидели,

Груз совести за это нам нести:

На многое смотрели... и не видели...

Мы думали тогда - так было надо:

Мы рьяно жгли, сушили и рубили,

И вот теперь за это нам награда:

Цветущие сады, поля - на гниль и пыль сменили.

Внимание! Внимание! Всем кто нас слышит! Пожалуйста, помогите! Спасите нас от гибели! Мы находимся на Четвертой планете Школьной системы. Ребята, да это же сигнал бедствия SOS. Надо выручать и спасать. Полетим на корабле. А кто с нами? С собой мы возьмем самых сильных смелых и дружных.

Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?

Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

Кто мороза не боится, на коньках летит как птица?

Кто из вас хранит в порядке ручки, книжки и тетрадки?

Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?

Кто препятствий не боится? В Космос, к звездам кто стремится?

Хорошо! Полетим все. Только нужна команда пилотов. Для этого каждому классу будет задан вопрос. Первый ответивший возглавит команду. Отвечать быстро и правильно.

  1. Самая крупная водоплавающая птица.
  2. Самая маленькая птица.
  3. Самое долгоживущее животное.
  4. Самая длинная змея.
  5. Самое умное морское животное.

Итак, отправляемся в путешествие, кто же из нас первым прилетит на помощь?

– Что же здесь делать два часа? – возмутились туристы. – Существует же программа.

– Да, – вежливо ответили японцы. – По программе с 9 до 11 часов запланировано любование.

Принято на могильных плитах соединять короткой черточкой две даты: родился – умер. Чаще всего в этом заключается непреложная, хотя и зловещая справедливость.

Но есть люди, для которых такой порядок вещей как бы не правомочен. Люди эти живут, хотя погребены. Так и хочется, чтобы на их могилах стояла одна только дата – дата рождения, а черточка соединяла бы эту дату просто со временем, просто с миром.

Я бы никогда не спрашивал про стихи – о чем они? Я бы скорее спрашивал – что в них?

Природа прекрасна. Но все же нетрудно заметить что лучшие картины, изображающие природу, обязательно имеют какую-нибудь черту человеческой деятельности: прясло, мостик, тропинку, церковный мостик.

Муравей заполз на обшивку доменной печи. (Или хотя бы на батарею парового отопления.) Огромное тело, которое внутри себя содержит тепло независимо от окружающей температуры. Оно излучает это тепло. Материал (с точки зрения муравья) не поддается никакой обработке. Муравей, возможно, отметит и найдет некую закономерность, цикличность в повышении и понижении температуры странного тела, а также будет отмечать отклонения от закономерности.

Поскольку самими муравьями такая вещь сделана быть ни при каких обстоятельствах не может, им останется только гадать о ее происхождении.

Возникнут разные версии, гипотезы и теории. Все они сведутся к двум вариантам:

1. Эта вещь возникла сама собой в силу геологических и космических причин.

2. Эту вещь соорудил некто помимо муравьев, кто умеет такие вещи сооружать.

Подозреваю, что муравьиная гордыня помешает им остановиться на втором варианте. Они будут придерживаться первого, будут множить теории и гипотезы, не имея сил преодолеть свой муравьиный кругозор.

А между тем, если бы они начали с того, что эту вещь построил некто, и стали бы пытаться изучить и понять строителя, то они более коротким путем постигли бы суть иной вещи.

Пролетел самолет. Какой? Один говорит – «биплан», второй – «ПО-2», третий – «кукурузник», четвертый – «двукрылый». А тетя Маша Пономарева говорит: «Да вот, с городьбой-то…»

Дело в том, что процесс тут односторонний. Тетя Маша, приобретя грамотность и некоторую культуру, может говорить «ПО-2» и даже «биплан». Но тот, кто уже говорит «биплан», никогда не скажет про самолет, что он «с городьбой». Грустно, что все тети Маши научатся в конечном счете говорить «биплан».

Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Нельзя к слову «дворец» присоединить слово «бракосочетаний».

Объяснить, почему этого нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка, а в конечном счете к уровню культуры.

Говорят: часто уезжая из Москвы, уединяясь среди природы, малолюдья, можно многое прозевать, например новинку кино, премьеру спектакля, вернисаж, интересное застолье, важное совещание, раков в писательском ресторане…

Но самая большая потеря – прозевать мысль. В Москве прозевать как раз легче всего. В одинокой аллее Карачаровского парка, если уж она мелькнет, ее ни в коем случае не прозеваешь.

Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство и сознательно портящих свой корабль, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет.

Земля – космическое тело. И все мы не кто иные, как космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг солнца, а вместе с солнцем по бесконечной вселенной. Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение тысяч и тысяч лет.

Но вот постепенно, но последовательно, с безответственностью поистине изумляющей, мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя мировой океан, загрязняя атмосферу. Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут развинчивать гайки и обрезать проволочки, то это надо квалифицировать, как самоубийство. Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим – нет. Вопрос размеров и времени.

Сонет. Венок сонетов. Заданность формы. Стихотворение – его форма и содержание – рождаются одновременно. Их нельзя отделить друг от друга, как нельзя отделить молнию от ее зигзага, от рисунка на темном небе.

И тут получается, если воспользоваться аналогией, что нужно сначала нарисовать на небе зигзаг молнии, а потом добиться, чтобы живая молния точно уложилась в этот заранее приготовленный зигзаг.

Всякий перевод с другого языка есть литературное донорство. Но почему перевод стихов более донорство, чем перевод прозы?

Дело в том, что слова сплавляются в стихотворную речь при более высокой температуре, нежели в прозаическую фразу. Значит, для того чтобы переводить стихи, нужно до более высокой температуры разогревать свои рабочие горны.

Бунин и Куприн, уехавшие за границу, не принадлежали, однако, к писателям, для которых годилась и гидропоника. Им нужна была почва, земля, притом – родная земля.

Когда растение выдернуто из почвы, остаются на корешках комочки материнской земли. Эти-то комочки и питали, пока могли, творчество Бунина и Куприна. Но растения были сильные, жадные до земли и влаги, им требовались не комочки, а весь черноземный пласт. Они хирели и гибли.

В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун, который, чтобы не бегать очень быстро, привязывает к ногам пудовые гири.

Я мечтал написать венок сонетов и написал его. Закончив эту работу, я почувствовал себя как мюнхаузеновский бегун, снявший гири с ног. Легкость-то какая! Рифмуй, как хочешь, строчки чередуй, как хочешь, а хочешь, вообще не рифмуй и не чередуй. Но зато вдруг растерянность: не знаешь, куда бежать.

Каждый человек с его индивидуальной судьбой словно камешек на морском берегу. Двух новых не найдешь. И хотя все вместе они есть масса, галька, и для каких-нибудь строительных нужд можно черпать ковшом экскаватора, исчисляя на тонны, все же каждый камешек про себя знает, что он есть отдельный, самостоятельный камешек, что он сам по себе: этот в розовых прожилках, этот прозрачен, этот, хоть и сер, но уникален сквозной дырочкой в нем, этот черен, как агат. А ведь бывает и вправду – агат.

Литературная книжная речь должна быть литературной и книжной в отличие от разговорной речи. Возьмите прозу Лермонтова и Пушкина, Гоголя и Тургенева, Толстого и Чехова – она чиста, строга, хрустальна, я бы даже сказал, изящна. Притом что никто из них не чурался разговорного словечка, диалекта, архаизма, просторечия… Такое слово, употребленное с толком, всегда украсит книжную речь писателя. Нарочитость и в литературе, как и во всяком деле, остается нарочитостью.

Можно представить себе человека с цветком в петлице, но выглядел бы нелепо человек, сплошь утыкавший свой костюм цветами.

В английском парламенте один оратор устроил остальным членам парламента своеобразную остроумную ловушку. Обсуждался вопрос о молодежи. Оратор огласил с трибуны четыре высказывания разных людей о молодежи. Вот они, эти высказывания:

1. Наша молодежь любит роскошь, она дурне воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.

Представила: Мишакова В.Н, методист кафедры дидактики и частных методик ИПКиППРО ОГПУ

Данный урок лучше всего проводить в заключение раздела «Экология» в 11 классе. Он дает возможность проверить умение учащихся работать с дополнительным материалом, позволяет проверить их способности владеть устной речью, проявить свою гражданскую позицию. На проведение данного семинара отводится 2 часа. За две-три недели учащиеся получают задания по разделам урока и готовят сообщения, по которым затем они делают краткие доклады. Урок имеет большое воспитательное влияние на учеников.

Урок-семинар по теме: « Глобальные экологические проблемы современности ».

11 класс.

Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного и растений; жизнь культуры; жизнь на всем протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.

Н.К. Рерих

Обсудить с учащимися проблему антропогенного загрязнения природной среды, его влияния на здоровье человека. последствия и пути решения данной проблемы;

Привлечь внимание учащихся к проблемам экологии и показать, что они сами могут сделать для улучшения среды обитания;

Развивать у учащихся умение самостоятельно получать информацию из различных источников, применять полученные знания в конкретной ситуации.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

План семинара:

1. Вступительное слово учителя.

2. Выступления экспертов-экологов.

3. Проверка полученных знаний с помощью теста.

4. Решение практических задач.

5. Подведение итогов урока.

Включается компьютер и проектор и тема урока проецируется на экран.

Ход семинара:

Учитель: Лет 10-15 назад слово «экология» употреблялось не часто, а теперь оно у всех на слуху, и хотя перед человечеством стоит множество нерешенных проблем, экологические – одни из важнейших.

Ежегодно мы слышим предостережения об экологической опасности и призывы к спасению и охране природы, но они останутся словами, если каждый человек не осознает главного: человечество стоит на пороге экологической катастрофы, здесь нет преувеличения.

Вдумайтесь в цифры: наша огромная и, как мы привыкли думать, более или менее развитая страна занимает 45-е место в мире по продолжительности жизни, 36-е место по уровню детской смертности и первые по загрязнению атмосферы, водоемов, содержанию вредных химических веществ в почве и продуктах сельского хозяйства. Все чаще в питьевой воде и пищевых продуктах обнаруживаются вредней для здоровья примеси: остатки лекарственных препаратов и гормонов, тяжелые металлы, пестициды.

Около 20% населения нашей страны проживает в зонах экологического бедствия, а еще 35-40% - в экологически неблагополучных условиях. Отравленные атмосфера, вода, воздух, продукты оборачиваются утратой здоровья людей.

Мы собрались, чтобы обсудить проблему загрязнения природной среды и его влияния на здоровье человека. На нашем уроке мы постараемся осветить следующие проблемы:

1. Проблему пресной воды.

2. Кислотных осадков.

3. Истончения озонового экрана в стратосфере.

4. Изменения климата.

5. Стихийных бедствий.

6. Проблему народонаселения.

7. Проблему продовольствия. Генномодифицированных продуктов.

8. Радиоактивного загрязнения местности.

9. Проблему сокращения биологического разнообразия.

10. Охраняемых территорий Оренбуржья.

/ Эксперты- экологи делают небольшие сообщения по данным вопросам. Сообщения на 3-4 минуты. Все сообщения сопровождаются показом слайдов на заданную тему. Рассматриваются первые 8 вопросов/.

Учитель: Огромны просторы нашей Родины. Богата и разнообразна природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок и чудес. А беречь красоту природы, значит, беречь и красоту жизни, красоту человеческих взаимоотношений.

Прекрасное…Порой, наверное, это трудно передать словами, это надо почувствовать…Иногда, включив радио, мы слышим музыку… Не зная автора, мы чувствуем волнение и нам представляется то бушующее море, то сгибающиеся от ветра деревья, то стремительно несущиеся горные потоки…

Музыку можно услышать в цветении ромашкового поля, в шуршании листьев, в звуках шагов, идущих по улице людей.

Прекрасное – это природа. Природа в жизни, в музыке, в живописи.

Но красота связана с жизнью, жизнь с человеком. Как только прерываются эти связи – погибает вместе с человеком и красота в природе.

Присмотритесь, прислушайтесь внимательно к тому, что окружает вас и вы увидите необыкновенно много прекрасного.

Певучесть есть в морских волнах,

Гармония в стихийных спорах,

И стройный мусикийский шорох

Струится в зыбких камышах.

Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе,-

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поет, что море,

И ропщет мыслящий тростник?

(Остановиться на просмотре степи, слова сопровождаются показом слайдов)

А сейчас мы посмотрим, как повлиял человек на сокращение биологического разнообразия.

Рассказ учеников по проблемам биологического разнообразия.

Учитель: Мы страшно неправильно живем на Земле, охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не охраняем. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем. А озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь Земли откуда-то со стороны.

Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле и сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет.

Земля – космическое тело, и все мы никто иные, как космонавты, совершающие очень длительный(но не бесконечный, надо полагать) полет вокруг Солнца, а вместе с Солнцем и во Вселенной.

Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно и мудро, что она самообновляется и таким образом обеспечивает благополучное путешествие миллиардов пассажиров.

Но вот постепенно, но последовательно мы эту систему жизнеобеспечения с безответственностью, поистине изумляющей, выводим из строя.

Если на маленьком космическом корабле космонавт начнет развинчивать гайки и обрывать провода, это надо квалифицировать как самоубийство. Мы делаем то же самое, только результаты, по сравнению с маленьким кораблем, сказываются не так скоро.

У нас в Оренбургской области есть заповедник, много других территорий, находящихся под охраной.

/ Рассказ об охраняемых территориях Оренбургской области и памятниках природы Адамовского района./

Песня, на фоне показа слайдов о природе, «Кто тебя выдумал звездная страна?»

Учитель: Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить все живое на Земле и превратить ее в мертвый камень, если бы они тщательно разрабатывали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди. И не только не считающие себя диверсантами, но мнящие себя друзьями природы.

Остановиться уже нельзя. Но я сейчас думаю не о точке остановки, а о точке начала, о той пружине, которая дала толчок и подвинула человека на этот пагубный путь.

Лев, нападая на стадо антилоп, убивает только одну. Сытый лев пропускает мимо себя стадо антилоп, не пошевелив ухом.

Ястреб не будет заниматься бесцельным истреблением птиц, например, перепелят. Он схватит одного и улетит, чтобы насытиться, утолить голод, утолить потребность в пище, запрограммированную в нем от века…

Насекомоядная птица по своей прожорливости могла бы съесть сразу всех, ну, какие-нибудь там личинок, однако ее возможности ограничены самой природой.

Но вот я разглядываю картинки в книге Дорета, «До того, как умрет природа». Люди расстреливают стадо бизонов с поезда. Тысячи туш остаются лежать и гнить в степи, потому что людям нужны были только шкуры. Врезавшись в одуревшее стадо бизонов на летящем поезде, люди стреляют, пока есть патроны, или пока есть бизоны.

Лежбище котиков. Люди ходят между беззащитными зверями и палками убивают их. Избиение продолжается до тех пор, пока есть силы или пока есть котики. Как можно больше убить, как можно больше схватить.

Истреблена морская корова, истреблена птица гага. Под угрозой истребления киты, слоны, страусы, крокодилы, носороги, многие виды животных и птиц.

Бей, пока есть патроны, бей, если можешь убить… и положить в карман гладенький холодный кусочек золота.

Да, как ни печально это сознавать, но первым толчком, подвигнувшем человека на путь так называемого технического прогресса, была неутомимая, ненасытная жадность.

Можно оскорбиться и обидеться в этом месте, но перешагните уязвленное самолюбие. Посмотрите внимательно на действия человека в разные эпохи и в разных условиях, проанализируйте его действия от охотника за жемчугом до Александра Македонского, от золотоискателя на Аляске до Наполеона, от собирателя грибов до собирателя миллионов, и вы увидите, что именно жадность была основным двигателем человеческой истории.

Покажите мне охотника, который, имея возможность убить двух уток, убивает только одну, или человека, который имел возможность взять три миллиона, берет только один?

Есть, правда, попадаются и вовсе не охотники. Бывает, даже отдают другим людям последний рубль. Но таких людей мало, и не они, к сожалению, двигают наш прогресс. Они только помогают нам оставаться людьми, когда это трудно и почти невозможно.

Хотелось бы, чтобы вы, ребята, став руководителями предприятий всегда помнили о том, что нас на Земле много, а она одна.

Стихотворение «Останьтесь на Земле…»

Останьтесь на земле осина, дуб и клен.

Я показать хочу живую землю сыну –

Высокий мощный дуб и тонкую осину

На полотне весны, где свет со всех сторон.

Останьтесь на земле орел, журавль и стриж,

Чтоб сын, встречая день восторженной улыбкой,

Увидел журавля, похожего на скрипку,

И взмах смычка – стрижа над тусклым блеском крыш.

Останьтесь на земле пшеница, рожь, ячмень,

Чтоб сын счастливо жил и удивлялся миру.

Даю ему на память молот, плуг и лиру.

На незакатный час, на безупречный день.

А.Макаров.

После проведения семинара выставляются оценки за доклады.

2 часть урока – практическая.

Учащиеся класса отвечают на вопросы теста по теме «Экология» и получают оценки, выставленные компьютером.

Те учащиеся, которым не хватает места за компьютером, получают задания на листах, а потом меняются местами.

Таким образом, большинство учащихся класса получают по две оценки за урок.

Домашнее задание: повторить раздел «Экология» для написания контрольной работы по данной теме.

Приложение:

Экологические тесты

Земля - это космическое тело, планета, а из всей информации о планете Земля мы твёрдо знаем только то, что она «голубая». Ниже представлены основные интересные сведения о Земле, как о планете.

Как космическое тело планета Земля вращается вокруг Солнца по эллипсоидной орбите, со средней скоростью обращения 29,765 км/сек, при среднем расстоянии между ними 149,6 миллионов километров. Эксцентриситет орбиты планеты Земля равен всего 0,0167, то есть траектория орбиты её вращения вокруг Солнца очень близка к кругу. Скорость вращения Земли вокруг своей оси равна 0,4651xcosб, где б - это географическая широта. Центробежное ускорение на линии экватора составляет 0,033915 м/секунду в квадрате. Ускорение силы тяжести на поверхности Земли равно 9,806665 м/секунду в квадрате.

Первая космическая скорость, которую необходимо придать телу, чтобы оно стало двигаться по орбите вокруг Земли, равна 7,9 км/сек. Для того чтобы тело полностью преодолело земное притяжение и удалилось от нашей планеты оно должно двигаться со скоростью не менее 11,2 км/сек (второй космической).

То, что Земля имеет круглую (шарообразную) форму, знают даже дети дошкольного возраста. Это считается экспериментально доказанным фактом. Начали доказывать еще в древней Греции, и довольно успешно. Теоретические и экспериментальные доказательства математиков пифагорейской школы остроумны и точны. Одному из них, Эратосфену, удалось даже вычислить параметры окружности Земли. После первого полета в космос, факт стал очевидным. Правда, тех, кто верит в плоскую Землю не так уж и мало. Но для них очевидность доказательством не является.

Земля Планета Земля имеет общую площадь 510,2 миллионов квадратных километров, из них на сушу приходится 149,1 млн. кв. км. (29,2%) и 361,1 млн. кв. км. (70,8%) на моря и океаны. Причём масса океанов равна 1,45 секстиллионов (10 в 21 степени) килограмм. Средняя высота, на которую материки планеты Земля поднимаются над уровнем моря, равна 860 метров. Средняя глубина Мирового океана составляет 3700 метров. Разумеется, запоминать все эти цифры ни к чему, но они помогают составить общее представление о космическом теле, называемом «планета Земля».

Справедливости ради надо заметить, что форма земли не может считаться шарообразной, она - сферическая. Диаметры сферы не обязаны быть равнозначными, в отличие от диаметров шара. Сферическая форма Земли объясняется космологической теорией ее образования. Согласно этой теории, Земля, образовалась из сгустка, состоящего из газов, космической пыли и т.д. Сгусток следовал вдоль своей орбиты, вращаясь вокруг своей оси. Силы тяготения, образующиеся при вращении, располагали вещество на приблизительно одинаковом расстоянии вокруг будущего центра Земли. Вот и получилась планета сферической формы. Доказательством теории происхождения Земли служит жидкая форма земной мантии.

Согласно методике описания по Ф.Н. Красовского (примерно то же утверждал и Исаак Ньютон), Земля имеет форму эллипсоида. Причем, не просто эллипсоида, а кардиоидального (напоминает формой сердце: выпячена в точке Северного полюса и вдавлена на Южном) трехосного (три значения величины экваториальных диаметров) эллипсоида. А круглым может быть только глобус!

Хотя, круглой Землю считают условно. Она приплюснута с полюсов все из-за того же вращения - сказывается центробежная сила. Эту форму называют эллипсоид. Но и это-то же условность. Форма Земли более сложная - с впадинами и выступами (имеются ввиду не горы и океаны, а большие отклонения поверхности Земли о теоретической формы эллипсоида). Так что для формы нашей Земли даже придумали отдельный термин - «геоид».

Цели урока:

  • продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом;
  • повторить основные речеведческие понятия;
  • подготовить учащихся к написанию сочинения в формате ЕГЭ;
  • формировать коммуникативные навыки и умения;
  • способствовать экологическому воспитанию учащихся.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийная презентация, образцы сочинений, аудиозапись пения птиц, звуков весеннего леса, фотографии с изображением экологических катастроф.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

– Посмотрите в окно: какой замечательный весенний день! Слышите, сколько звуков раздается за окном? Что услышали?

(Услышали, как поют птицы, разговаривают прохожие под окном, смеются дети, вышедшие поиграть на солнышке; ветер шевелит ветви деревьев, и они словно перешептываются между собой).

– А что можно услышать ранним утром, войдя в весенний лес?

– Конечно, пение птиц встретит нас в лесу. Послушаем, как поют они.

(Прослушивание аудиозаписи)

– Но всего этого человечество может лишиться. Мы можем больше не услышать пения птиц, не увидеть цветов, не дышать чистым воздухом. Деятельность человека, к сожалению, сегодня представляет реальную угрозу нашей планете. Я предлагаю сегодня на уроке прочитать и обсудить текст известного писателя-публициста В.Солоухина.

2. Индивидуальное сообщение ученика – небольшая справка о писателе В.Солоухине

3. Чтение текста вслух

(1)3емля - космическое тело, а мы - космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.

(З)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. (4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизне– обеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7)Вопрос только размеров и времени.

(13)К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14)С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.

(15)Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16)Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?

(По В. Солоухину)

4. Обсуждение текста:

– О чем вас заставил задуматься этот отрывок? О чем рассказывается здесь?

– Найдите основную мысль (тезис) текста. Докажите, что вы не ошиблись. В какой части текста представлена основная мысль?

– Придумайте заглавие к тексту.

– К какому стилю мы отнесем этот отрывок. Докажите.

– А к какому типу речи отнесем текст?

– Какие изобразительно-выразительные средства языка делают этот текст эмоциональным, оказывающим сильное воздействие на читателя?

5. А теперь выполним тестовые задания к данному тексту

А29. Какое утверждение противоречит точке зрения автора текста?

1)Жизнедеятельность человека представляет реальную угрозу нашей планете.

  1. Система жизнеобеспечения на Земле не способна к самообновлению.
  2. Состояние планеты Земля и судьба человечества зависят от экологически разумного поведения человека.

АЗО. Определите тип речи текста.

  1. описание и повествование
  2. описание
  3. рассуждение
  4. повествование и рассуждение

А31. В каком предложении текста слово КОРАБЛЬ употреблено в переносном значении?

1) 2; 2) 3; 3) 5; 4) 6.

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1 - В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. Между числами в отдельной клеточке ставьте запятую.

Ответы к заданиям В1 - ВЗ запишите словами.

В1. Из предложений 6-8 выпишите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложения 2 выпишите предлог(-и).

ВЗ. Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям В4 - В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 1-5 найдите безличное предложение. Напишите его номер.

В5. Найдите среди предложений 1-5 предложение с тремя обособленными определениями. Напишите помер этого предложения.

В6. В третьем и четвёртом абзацах найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 5-12 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 - А31, В1 - В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов М 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

В8. “В первых двух предложениях текста использована ____. Этот образ “космического тела” и “космонавтов” является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведёт
себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин прихо-
дит к выводу, что “человечество - это болезнь планеты”.
______(“снуют, размножаются, делают свое дело, выедая нед-
ра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправления
ми своими реки к океаны, саму атмосферу Земли”) передают нега-
тивные деяния человека. ____, употреблённые в тексте (предложения 8, 13, 14), подчёркивают, что всё сказанное автору далеко не безразлично. Употреблённый в 15-м предложении _____“оригинальная” придаёт рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом”.

Список терминов:

  • сравнительный оборот;
  • литота;
  • вводные слова и вставные конструкции;
  • ирония;
  • развёрнутая метафора;
  • парцелляция;
  • вопросно-ответная форма изложения;
  • экспрессивный повтор;
  • однородные члены предложения;
  • эпитет.

6.

А теперь попробуем написать сочинение рассуждение по прочитанному тексту.

– Сформулируйте основные проблемы текста (“человек и экология”, “природа – источник духовных сил человека”).

– Скажите, почему эта проблема становится очень актуальной сегодня?

(с опорой на просмотр слайдов с изображением современных экологических катастроф)

– В любом публицистическом тексте мы можем увидеть четкую позицию автора. Попробуем сформулировать ее. Автор считает, что:

  • Состояние планеты Земля и судьба человечества зависят от экологически разумного поведения человека
  • Жизнедеятельность человека, его поведение представляют реальную угрозу нашей планете
  • Современный человек не всегда может черпать духовные силы в общении с природой.

– Какими аргументами можно подкрепить свое мнение? Постарайтесь опираться не только на жизненный, но и на читательский опыт.

7. Домашнее задание.

– Сегодня, когда после занятий вы выйдете из школы, не спешите, остановитесь, прислушайтесь к звукам в природе, постарайтесь ощутить, как прекрасен наш мир, наша земля. Только ощутив ее, вы поймете, что этот хрупкий мир нам нужно сберечь. А дома выразите свои мысли в сочинении.