Картотека речевых игр для детей дошкольного возраста (4–5 лет). Картотека речевых игр для детей дошкольного возраста (4–5 лет) Развитие речи дети 4 5 лет игры

Картотека речевых игр для детей дошкольного возраста (4–5 лет). Картотека речевых игр для детей дошкольного возраста (4–5 лет) Развитие речи дети 4 5 лет игры
Игры и упражнения к занятиям по развитию речи для детей 4-5 лет на тему:

"Домашние животные"

1. Кто или что это?

Цель: Развивать речь или расширять представления об окружающем мире.

Детям даются картинки с изображением животных (домашних и диких)

Какие животные живут с человеком?

2." Лишняя картинка"

Цель: Развивать логическое мышление, речь.

Показаны несколько картинок(дикие и домашние животные) Задание: Найди лишнюю.

Задаётся вопрос, почему одна лишняя?

3. "Кто бывает такого цвета?"

Цель: Расширять словарный запас.

Детям предлагается вспомнить, какого цвета то или иное животное и назвать его.

4. "Сравнения"

Цель: Развивать логическое мышление, воображение, речь.

Предлагается предложенному определению подобрать предмет - название животного.

Быстрый как..., маленький как..., пушистый как..верный как...

5." Кто где живёт?"

Цель: Расширять представления об окружающем мире.

Подбираются игрушки- животные и картинки- дома животных. Надо поставить игрушку около её домика.

6. Работа по сюжетным картинкам Т.А Воробьёвой способствует формированию правильной, грамотной речи.

Вопросы по картине, отвечая на которые, ребёнок составляет предложения:

1). Что делает кошка?(Кошка спит)

2). Это дикое животное или домашний питомец?

(Кошка - домашний питомец.)

3).Какая бывает кошка? (Кошка пушистая, чёрная и т.д)

4).Как хозяйка заботится о своей кошке?

(Девочка кормит свою кошку.)

Рассмотрите картинки, на которых изображено, что делает девочка. По порядку разложите картинки, объясните свой выбор.

Наливает в блюдце молоко , закрывает холодильник , открывает холодильник , убирает пакет молока , достаёт пакет молока .

Рассмотрите картинки, на которых изображено, что делает кошка. По порядку разложите картинки, объясните свой выбор.

Кошка подходит к блюдцу и мяукает , спит , лакает молоко .

Когда кошка довольно урчит и мурлыкает?

(Когда девочка гладит кошку, она урчит и мурлыкает).

Подумайте, какая бывает кошка, когда она сытая и довольная? (Она весёлая, ласковая игривая)

Придумайте, что было дальше, чего не нарисовал художник и расскажите

Кошка попила молока и...

Девочка решила поиграть с кошкой в...

7. "Угадай, кто у меня на картинке"

Один ребёнок держит картинку и описывает, как выглядит животное на ней, что оно любит, не называя. Остальные дети должны по описанию догадаться, кто на картинке.

Цель: Развивать речь, учить различать характерные и второстепенные признаки предметов, развивать воображение.

8. Игра" Найди пару"

Игра способствует развитию памяти, внимания.

Детям даются картинки домашние животные и детёныши вперемешку. Надо разложить их парами: животное и детёныш, назвать их.

9. "Расскажи и покажи".

Игра способствует развитию воображения, речи и моторики рук, памяти.

Читая стихотворение, показывать жестами то, о чём говорится в тексте. Ребёнок повторяет движения за взрослым.

10. " Строим слова"

Игра помогает развивать фонематический слух, мелкую моторику рук. Помогает научить детей различать слова в предложениях.

Называя каждое слово стихотворения, ребёнок берёт кубик и постепенно выкладывает башню.

11."Запомни и повтори"

Один игрок называет слово. Следующий игрок повторяет сказанное и называет своё слово. Игра проводится с целью вспомнить домашних животных и их детёнышей. Способствует развитию памяти.

12. Игра "Горячо- холодно" поможет научиться употреблять в речи существительные в родительном падеже, понимать слова с противоположным значением, употреблять слова в сравнительной степени.

Ведущий прячет игрушку, а дети ищут. Если ребёнок ближе подходит к спрятанному, то ведущий говорит:" Теплее, ещё теплее, горячо"

Найдя игрушку, ребёнок говорит: "Я нашел (жеребёнка, козлёнка, ягнёнка т.д.)

13. Действуя с игрушками из разных материалов , смотреть, какие игрушки плавают, какие - тонут. Дети употребляют в речи слова тяжёлый, лёгкий, плавают, тонут. В игре знакомятся с антонимами.

14." Угадай по контуру".

Дети по нарисованным друг на друге контурам животных угадывают их и называют.

Игра развивает внимание, воображение память.

Депутату иль певцу

Быть картавым не к лицу.

Не давай хлеб пародистам,

Говорить учись ты чисто.

В возрасте 4-5 лет развитие речи идёт в нескольких направлениях: формирование грамматического строя (умение сочетать слова по родам, падежам и числам), формирование звуковой культуры речи, правильного речевого дыхания, а так же активизация и расширение словаря.

Простые игры не требуют специальной подготовки, занимают мало времени и дают прекрасный результат.

«Подскажи словечко»

Для игры понадобится мячик. Сядьте напротив ребёнка и, перебрасывая мячик, предложите ему закончить предложение, подобрав слово. Например: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Вопросы могут быть любыми, типа: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Фантазируйте и придумывайте разнообразные предложения.

«Кто где живет?»

Попросите ребёнка ответить на вопросы:

– Кто живёт в дупле? – Белка.

Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.

Кто живёт в гнезде? – Птицы.

Кто живёт в будке? – Собака.

Кто живёт в улье? – Пчёлы

Кто живёт в норе? – Лиса.

Кто живёт в логове? – Волк.

Кто живёт в берлоге? – Медведь.

Можно попробовать и наоборот: – Где живут скворцы? – Где живут медведи? и т.д.

«Горячо – холодно»

Игра направлена на расширение словаря ребёнка словами – антонимами. Ребёнок должен сказать слово противоположное по значению вашему.

Например: Горячий – холодный Хороший – плохой Умный – глупый, Весёлый – грустный, Острый – тупой, Гладкий – шероховатый.

«Лови да бросай – цвета называй»

В ходе игры необходимо подбирать существительные к прилагательному, обозначающему цвет. Так же происходит закрепление названий основных цветов, развитие воображения. Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Например: Красный – мак, огонь, флаг; Оранжевый – апельсин, морковь, заря; Жёлтый – цыплёнок, солнце, репа; Зелёный – огурец, трава, лес; Голубой – небо, лёд, незабудки; Синий – колокольчик, море, небо; Фиолетовый – слива, сирень, сумерки.

«Весёлый счет»

Очень часто дети допускают ошибки при образовании множественного числа существительных. Исправить это можно в игре. Мама бросает мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Например: Стол – столы, Стул – стулья, Гора – горы, Лист – листья, Дом – дома, Носок – носки, Глаз – глаза, Кусок – куски, День – дни, Прыжок – прыжки, Сон – сны, Гусёнок – гусята, Лоб – лбы, Тигрёнок – тигрята.

«Что бывает круглым?»

В игре происходит расширение словаря ребёнка за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости. Мама, бросая мяч, задаёт вопрос, ребёнок должен на него ответить и вернуть мяч.

– Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

– Что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

– Что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

– Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

«Назови ласково»

В игре происходит закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. Мама бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол – столик, ключ – ключик. Шапка – шапочка, белка – белочка. Книга – книжечка, ложка – ложечка. Голова – головка, картина – картинка. Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце. Кукла – куколка, свёкла – свёколка. Коса – косичка, вода – водичка. Жук – жучок, дуб – дубок. Вишня – вишенка, башня – башенка. Платье – платьице, кресло – креслице. Играйте с ребёнком чаще, ведь он лучше запоминает то, что ему интересно и нравится. Удачи!

Возраст: от 4-5 лет.

Взрослый:
«Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты «сделай его маленьким». Например, дом — домик, стол — столик, заяц — зайчик, волк — волчок и так далее.»
Далее пусть ребенок пробует самостоятельно добавлять к словам уменьшительные суффиксы.
То же самое можно делать «в обратную сторону».
Вы называете слово с уменьшительным суффиксом, а ребенок произносит слово без него.
В процессе игры следите за тем, чтобы малыш не называл детенышей животных вместо правильного ответа.
Не заяц — зайчонок, а заяц — зайчик, не корова — теленок, а корова — коровка.
Те же самые игры можно проводить с «увеличивающими» суффиксами:
Дом — домище, волк — волчище, муравей — муравьище и так далее.

Назови одним словом

Возраст: от 4-5 лет.

Взрослый:
«Я буду описывать что-то, а ты назови, то, о чем я рассказываю одним словом:
часы, которые помогают проснуться,
большая ложка, с помощью которой наливают суп,
утренняя еда,
человек, который направляется в дальние страны,
Ребенок называет слово. Потом играющие меняются ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребенка, помогайте ему составить нужное описание, если у него не получается. Только тогда будет неинтересно вам отгадывать получившуюся задачку. Пусть малыш загадает ее папе или бабушке.

Опиши одним словом

Возраст: от 4-5 лет.

Задача, которая стоит перед ребенка похожа на предыдущую только назвать нужно не существительное, а прилагательное. Употреблять этих терминов в разговоре с ребенком, конечно, не надо. Просто, дайте ему несколько примеров, чтобы он смог выполнять такие задания.
чашка для чая? (чайная),
машина для гонок? (гоночная),
щетка для чистки зубов? (зубная),
котлета из мяса? (мясная) из моркови? (морковная),
лапа собаки? (собачья) и так далее.

Кому что нужно

Возраст: от 4-5 лет.

Взрослый называет человека или животное, а ребенок в ответ называет, какой предмет (или предметы — можно поставить условие — до тех или до пяти предметов) ему может понадобиться.
парикмахер — ножницы, расческа,
почтальон — сумка,
учитель — указка, учебники,
продавец — весы, касса,
муравей — палочки, листики,
пчела — пыльца, нектар,
птица — веточки, пух (для гнезда), и так далее.
Уровень сложности заданий определяется уровнем знаний ребенка.
Усложнение игры — не только назвать предмет, но и сказать, зачем он нужен. Например, ножницы, чтобы подстригать, весы, чтобы взвешивать покупки и так далее.

Как можно узнать…

Возраст: от 4-5 лет.

Задавайте ребенку вопросы типа:
Как можно узнать, холодно ли на улице или нет? (посмотреть на градусник за окном)
… сварилась картошка или нет? (потыкать вилкой или попробовать)
… высохла ли рубашка? (потрогать)
… сладкий ли чай? (попробовать)
… пишет фломастер или нет? (попробовать писать)
… крепко ли завязана веревка? (потянуть)
… есть ли вода в стакане? (посмотреть)
… есть ли мячик в закрытой коробке? (потрясти)
… есть ли кто дома? (позвонить в дверь или по телефону)
… работает ли пылесос? (включить)
… одинаковой длины полосочки нарисованы? (измерить линейкой)
… интересная ли книжка? (прочитать)
… мягкий ли хлеб? (пощупать)
… любит ли собачка кашу? (дать попробовать съесть)

Часть — целое

Возраст: от 4-5 лет.

Предложите ребенку угадать, часть какого предмета или существа вы называете:
винт — вертолет, самолет,
колесо — автомобиль, а еще …
руль — велосипед, ….
парус — …
вагон — ….
крыша — …
стрелка — …
кнопка — ….
страница — …
подлокотник — …
каблук — …
козырек — …
карман — …
клавиатура — …
дверь — …
стержень — …
ветка — …
лепесток — …
шишка — …
семена — …
хвост — …
плавник — …
перо — …
клюв — …
панцирь — …
грива — …

А можно и наоборот. Вы называете предмет, а ребенок называете одну или несколько его частей:

дом — крыша, дверь, …
корабль — …
велосипед — …
троллейбус — …
стол — …
кресло — …
книга — …
компьютер — …
часы — …
авторучка — …
чемодан — …
пальто — …
плита — …
чайник -…
удочка — …
гитара — …
дверь — …
забор — …
качели — …
колос — …
цветок —
дерево — …
гриб — …
жук — …
бабочка — …
собака — …
яблоко — …
кочан капусты —

Если ребенок затрудняется дать ответ, помогите ему, приведите свой пример или задайте наводящий вопрос.
Обращайте внимание на разницу между частью и содержимым: в чемодане может лежать рубашка, но это не часть чемодана.
В процессе выполнения заданий обращайте внимание ребенка на то, что у разных предметов бывают части с одинаковым названием. Они, как правило, выполняют одну и ту же функцию, даже при разной форме. Например, руль у автомобиля и велосипеда.

Четвертый лишний

Возраст: от 4-5 лет.

Правила игры, наверняка, известны всем. Из четырех слов, названных взрослым, ребенок выбирает одно — «лишнее» — слово, которое по значению не вписывается в данный ряд. У него нет признака, общего для остальных трех слов. В подобную игру можно играть, используя картинки — это гораздо проще. Без картинок, на слух, не всякий ребенок сразу разберется, как решить задачку. Нет возможности рассмотреть ряд, поразмыслить. Нужно, во-первых, хорошо запомнить все слова и быстро понять, что именно не вписывается в общий ряд.
Поэтому, для начала можно давать упрощенные задания. А потом уже переходить на более сложные.

  • 1 вариант упрощенной игры.
    Сначала взрослый называет ребенку признак, по которому следует сортировать слова. Например, предметы, которые нужны на кухне: сковородка, холодильник, кровать, ложка. Ребенок сразу улавливает, что именно не вполне уместно на кухне и дает правильный ответ. Проводя такие тренировочные игры, старайтесь давать как можно более разнообразные признаки для объединений слов (не только традиционное — назначение предмета). Пусть это будут и цвета, и размеры, и материал, из которого предмет изготовлен, и мягкость- жесткость, и прозрачность-непрозрачность, и многое другое. Можете называть животных, объединяя их в группы по месту обитания, способу передвижения, видовой принадлежности и т.д. называйте не только существительные, но и прилагательные, объединенные общим признаком. Например, горячий, теплый, жесткий, холодный (лишнее слово — жесткий, общий признак — температура, по-детски — «нагретость»).
  • 2 вариант упрощенной игры.
    Называйте не четыре, а только три слова, из которых надо выбрать лишнее. Но уже не называйте общий признак. Пусть ребенок сам догадывается.

Скажи по другому (синонимы) и наоборот (антонимы)

Возраст: от 5 лет.

Игра опять строится на вашем примере. Скажите ребенку примерно следующее:
«Есть слова, которые означают одно и то же. Например:
жесткий — твердый,
печальный — грустный,
смелый — храбрый,
блестеть — сиять,
сердиться — злится,
враг — противник, и так далее.
Я буду называть одно из таких слов, а ты подумай, как его можно сказать по другому.»

А есть слова, которые означают противоположное понятие. Например:
жара — холод
добро — зло
друг — враг
здоровый — больной
горький — сладкий
белый — черный
говорить — молчать
смеяться — плакать
ложиться — вставать
закрывать — открывать и т.д.

Пусть ребенок подбирает антонимы к словам.
Попробуйте меняться ролями — пусть ребенок придумывает задание для вас.

Продолжаем предложение

Возраст: от 5 лет.

Игра может носить как реальный, так и шуточный характер. Об этом вы можете заранее договориться с ребенком.
Взрослый начинает сложное предложение, ребенок продолжает. Вариантов может быть масса, на любую интересную ребенку тему.
Наш корабль выплыл в открытое море и тут….
Путешественники разбили лагерь на берегу реки и увидели
Принцесса неожиданно проснулась, потому что…
Карлсон не смог прилететь в этот день, ему пришлось…

Продолжаем рассказ

Возраст: от 5 лет.

Игра похожа на предыдущую. Но здесь взрослый и ребенок по очереди говорят целые предложения, каждое из которых продолжает начатый рассказ.

Игра «Отгадай, что звучит»
Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы.)

Игра «Угадай, что делать?»
Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо - держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.

Игра «Где позвонили?»
Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышится звук и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибся, то угадывает еще раз. Игру повторяют 4-5 раз.

Игра «Угадай, кто сказал»
Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайло Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющуюся в сказке.

Игра «Так ли это звучит?»
Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание.
Примеры: нет лука-луга, роса - роза, плоды- плоты, дрова- трава.

Игра «Кто внимательный?»
Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображениями положения губ при произнесении гласного звука.

Игра «Звуковые песенки»
Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: «АУ» - дети кричат в лесу. Или «ИА» - как кричит ослик. Или «УА» - так плачет ребенок. Как мы удивляемся? «ОО!» И т.п. сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем - второй. Потом с помощью взрослого выкладывает схему из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» по символам составленную им схему.

Игра «Кто первый?»
Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного «а», «о», «у», или «и». Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.

Игра «Расколдуй слово»
Взрослый рассказывает детям сказку о злой волшебнице, которая заколдовывает слова, и поэтому они не могут выбраться из её замка. Слова не знают, из каких звуков они состоят. Дети должны определить каждый звук в заданном слове по - порядку, только тогда слово освобождается из замка волшебницы. Например, расколдовываем слово «лиса»: ль, и, с, а.

Игра «Фокусники»
Взрослый предлагает ребёнку представить, что он фокусник и превратить одно слово в другое. «Я назову тебе слово, а ты измени в нём один звук так, чтобы получилось новое слово». Например: дом-дым, кот-кит, сон-сом-сок, дочка-точка-бочка.

Игра «В лесу» - ребенок определяет, кто его позвал, близко или далеко раздавался звук.

Игра «Три медведя» - определить, кому принадлежат реплики из сказки. Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

Кто сидел на моем стуле?

Кто ел из моей чашки?

Кто спал в моей постели?

Кто же был в нашем доме? И т. п.

Игра «Аленушка-ревушка»

Покажите детям куклу и прочитайте двустишие:

У нас живет Аленушка,

Плаксушка и рёвушка.

Наша куколка умеет плакать по-разному: если ей хочется лимон, она плачет так: "А… ", если ей хочется яблоко, она плачет: "А-А… ", если грушу - "А-А-А… ", если банан, то плачет: "А-А-А-А… ". Скажите, как можно назвать одним словом лимон, яблоко, грушу, банан? (фрукты). А теперь послушайте внимательно, чего хочет Аленушка.

Воспроизведите звук "А" один, два, три или четыре раза и попросите ребенка показать на картинке столько точек, сколько раз заплакала Аленушка, и сказать, что же она хочет.

Игра «Знайки»

Покажите ребенку машину и спросите: "Что это? " - "Это грузовик".

-"Почему он так называется? " - "Потому что он возит грузы". - "А как называется человек, который водит грузовик? " - "Шофер". - "Как ты думаешь, должен ли шофер знать части своей машины? " - "Да". - "Зачем? "

- "Чтобы починить ее, если она сломается". - "Давай проверим, сможешь ли ты починить машину, хорошо ли ты знаешь ее части. Я буду шепотом называть части этого грузовика, а ты громко повторяй за мной и показывай их на грузовике".

Игра «Кто стонал?»

Покажите ребенку картинку и попросите его рассмотреть ее внимательно. Задайте вопрос по ее содержанию: "Как ты думаешь, почему у мальчика щека завязана платком? " - "У мальчика болят зубы. Ему очень больно и он стонет: "О-о-о" (стон мальчика имитируйте высоким голосом).

Обратите внимание ребенка на изображение мужчины, сидящего около мальчика.

Спросите ребенка, указав на изображение: "Как ты думаешь, почему этот мужчина сидит около мальчика? "

Выслушайте ответ и скажите: "У мужчины тоже болят зубы, и он стонет: "О-О-О" (стон передайте низким голосом).

Поинтересуйтесь у ребенка, что нужно делать, чтобы зубки не болели?

Предложите поиграть, скажите: "Я закрою рот экраном и буду произносить звук «О» высоким и низким голосом, а ты должен угадать, кто стонет - мальчик или мужчина".

Игра «Подбери нужное слово»

Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

Я опять задачу дам—всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой?...

Что построили с тобой?...

На крючок в реке попал?...

Может всё, хоть ростом мал?...

(Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ).

Игра «Кто стучится? »

Иллюстрация к сказке «Три поросенка» Взрослый говорит детям, что поросенок ждет гостей - своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (отстукивает ритм, второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Взрослый предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.

Игра «Капельки»

Взрослый объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.

Игра «Ушки - слушки»

Педагог показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

Игра «Кто сказал «Мяу?»»

Игра «Кто стоит у светофора?»

Педагог включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

Игра «Где звенит?»

Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

Игра «Гроза»

Педагог читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).
Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).
Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).
Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).
Гремит гром (барабанить кулаками по столу).
Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).
Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).
Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

Игра «Послушай и назови нужное слово».

Педагог читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.

Жук жужжит в железной банке -
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.
«З»

Заяц, заяц, чем ты занят?
- Кочерыжку разгрызаю.
- А чему ты, заяц рад?
- Рад, что зубы не болят.

Игра «Шутки-минутки».

Педагог читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.

Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.

Игра «Тихо - громко говори».

Дети заучивают чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).

Например, при отработке звука «Л» можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».

Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.

Игры для детей 5-6 лет

Для старших дошкольников игры и упражнения для развития фонематического слуха усложняются, но также используются и игры для младших дошкольников.

Игра «Найди звук».

Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру можно провести с двумя детьми или с небольшой группой детей. За каждый найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитайте у кого больше фишек, придумайте награду для победителя.

Игра «Придумай слово».

Дети встают в круг. Ведущий называет звук с которым нужно придумывать слова. Ребенок должен назвать слово с нужным звуком и передать мяч следующему игроку. Если ребенок не может придумать слово-выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется последним.

Игра «Поймай звук».

В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок, услышав нужный звук, должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие.

Игра «Общий звук».

Ведущий называет несколько слов, в которых присутствует один и тот же звук, например: коса, санки, плакса, свет, колос. Ребенок должен определить общий звук.

Игра «Отгадай, что звучит?» (шуршит бумага, льётся вода, стучит карандаш, звенит бубен и т.д.)

Сначала взрослый показывает предметы, потом воспроизводит звуки за ширмой. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Игра «О чём говорит улица?» (послушать звуки за окном и рассказать, кто и что их издаёт).

Игра «Разговор шёпотом» Выполнение инструкции, произнесённой на расстоянии 2-3 метра от ребёнка.

Игра «Послушай, повтори»

Ребёнок должен хлопнуть столько раз, сколько взрослый стукнет.

Игра «Где позвонили?»

Ребёнок с закрытыми глазами показывает рукой направление.

Игра «Дятел» Отстукивание определённого ритма.

Игра «Угадай, кто это?»

Дети стоят в кругу, водящий с завязанными глазами - в центре.

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара, закричала…

Ребёнок, на которого покажет водящий, произносит «Ква-ква-ква», водящий определяет, кто «лягушка».

Игра «Внимательные ушки»

Ребёнок с завязанными глазами хлопает на определённый звук, слог, слово.

Игра «Подними флажок»

Используются флажки красного, синего и зелёного цветов.

Игра «Где спрятался звук?» (определения места звука в слове: начало, середина, конец слова).

Использовать для наглядности паровозик с вагончиками, строй детей. Выстроить ряд детей из 3-х человек. Взрослый показывает картинку, ребёнок забирает соответственно «свою».

Игра «Кто больше?»

Называть картинки с заданным звуком.

Игра «Убежал звук»

Называть слова, без первого, последнего звука(.пельсин, .нанас; сто., сту.).

Игра «Построй пирамидку»

Необходим рисунок пирамиды, состоящей из квадратов. В нижней части каждого - кармашки для вкладывания картинок, внизу - 5-6 квадратов, вверх количество квадратов уменьшается. Пирамидку можно использовать для определения длинного слова и короткого, для определения количества слогов.

Игра «Волшебный паровозик»

Используется для определения места звука в слове - дифференциации звуков по твёрдости-мягкости согласных или гласных (вагончики красного, синего, зелёного цветов), закрепления образа букв.

Игра «Кубик»

Бросается кубик с точками - сколько точек выпало, из стольких звуков ребёнок придумывает слово или находит картинку.

Игра «Хлопни, как я »

Повторить за педагогом: один хлопок, два хлопка, три хлопка.

Игра «Далеко - близко» (определить тихое - громкое звучание колокольчика).

Игра «Самолет высоко - низко» (изменение высоты голоса).

Игра «Кто летит?»

Игра на дифференциацию звуков, например «Ж - З»(жуки жужжат “Ж - Ж - Ж”, комарики звенят: “З - З- З- З”). Дифференциация звуков «Ш-С» (ветерок свистит «С-С-С-С»; змея шипит «Ш-Ш-Ш»).

Игра «Назови одинаковый звук в словах»

Педагог произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос - дети должны назвать одинаковый звук «С», который есть в этих словах.

Игра «Назови первый звук в слове»

Педагог показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко, коротко.

(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

Игра «Отвечай не торопясь»

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

1. Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.

2. Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)

3. Подбери слово, чтобы первый звук был м , а последний звук - а (Маша, машина, муха …)

4. Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)

5. Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)

6. Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)

Игра «Где нужный звук? »

Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в названии одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук.

Игра «Клубочки - моточки»

Играющие передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст:

«По дорожке (имя) шла/шёл,

Клубок ниточек нашла/нашёл,

Вы слова на (заданный звук) скажите,

Нашу нитку не порвите».

Тот, у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше

Игра «Лови звук»

Взрослый называет ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук (хлопает, топает и т.п.)

Игра «Лови слово"

Взрослый показывает картинку и называет её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук. На более поздних этапах взрослый молча показывает картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же.

Игра «Какой звук чаще слышим?»

Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук. Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.
Примерный материал:
У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.

Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.

Игра «Кто-кто в теремочке живет?» (Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок).
Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [в]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [в] или [в’].

Игра «Два прихлопа, три притопа»

Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков. Ребенок должен хлопнуть, услышав в названии картинки один из оппозиционных звуков и топнуть, услышав другой.

Игра «Попугайчики» (Игрушка Попугай).

Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет.
Примерный речевой материал:

Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.

Игра « Паучок».

Педагог читает стихотворение, а дети после этого отвечают на вопросы.

На невидимой тропинке
Ой, смотрите, паутинки.
Это хитрый паучок
Свой развесил гамачок.
И позвал наш паучок
Всех друзей на гамачок
Приходили к паучку
Мотыльки, кузнечики,
Пчёлки и шмели,
Бабочки-красавицы,
Мухи и жуки.
Наигрались, насмеялись,
А потом все разбежались.
1, 2, 3, 4, 5 - приглашаю всех опять.

Проверим, как вы можете делить слова на слоги.

· Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний?..

· Жук , сколько слогов (один), какой звук первый, какой последний?

· Какой одинаковый слог в словах пчёлки и жуки (КИ)?

· Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.

Игра «Рассыпалось слово».

Педагог: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р - комар, Ж-У-К - жук, О-С-А - оса, М-У-Х-А - муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А - бабочка…

Запомните: слово произносится по звукам, а не по буквам: [м], а не эм!

Игра « Разбросай слово».

Педагог предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша - К-А-Ш-А, дом - Д-О-М, бумага - Б-У-М-А-Г-А…

Игра «Крестики - нолики» .

У детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если логопед произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х , если в слове нет заданного звука - О . Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.

Игра «Слог сбежал».

Игра проводится после ознакомления ребенка с понятием «слог». Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который «сбежал».

Игра «Цветные фишки» (Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий - для обозначения твердых согласных, зеленый - для обозначения мягких согласных звуков).
Взрослый называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.

Игра «Подушечка и кирпич» (Изображение подушечки, кирпичика, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии).

Взрослый показывает картинки ребенку. Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то он говорит «кирпич», если мягкий - «подушечка» и показывает соответствующую картинку.

Игра «Цепочка»

Ребенок (или взрослый) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Победителем окажется тот, кто дольше всех «тянул» цепочку.Например : лес— сок—кот—тапки...

Игра «Сколько звуков» (Оборудование: пуговицы или пробки).
Взрослый называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество пуговиц или цветных пробочек от бутылок.

Игра «Отбери картинки»

Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, предлагает назвать их, а потом отобрать только те, в названии которых есть заданный звук, например звук [м].

Игра «Будь внимателен»

Взрослый произносит несколько слов, например: санки, нос, рак, маска. Ребенок должен запомнить и назвать только те слова, в названии которых есть звук [с].

Игра «Чудесный мешочек»

Ребенок берет из мешочка предмет, называет его, определяет и называет первый звук в слове.

Игра «Рыболов»

Ребенок магнитной удочкой вылавливает из аквариума предметные картинки, называет их и определяет первый (последний) звук в слове.

Игра «Отгадай загадку»

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку, а затем назвать последний (первый) звук в слове-отгадке.

Например :

Мягкие лапки,

А в лапках царапки (кот.

Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки (стол).

Игра «Квартирка звука»

Для игры используются схемы слов в виде прямоугольников, разделенных на три части: начало, середину, конец. Ребенку предлагается определить, где живет звук в слове: начале, середине или в конце слова и положить фишку на соответствующее место.

Игра «Внимательные глазки»

Взрослый предлагает ребенку в окружающей обстановке (сюжетной картинке) найти предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

Игра «Отгадай и назови звуки»

Взрослый называет слияния звуков, слогов, слов. Например: иуа, ап, ма, кот и т. п. Ребенок определяет последовательность и количество звуков в слоге (слове).

Игра « Рисуем ритмы» (Оборудование: к арандаш, лист бумаги, карточки с готовыми ритмическими узорами).

Педагог предлагает детям воспроизвести ритм по готовому ритмическому рисунку, а затем самостоятельно зарисовать свой ритмический рисунок и прохлопать его.

Игра «Путаница»

Педагог неправильно произносит слова или шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить.

Например :

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Игра «Слова» (см. "Цепочка") (Оборудование: м яч).

Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку, прочитав такое стихотворение:

Свяжем мы из слов цепочку,

Мяч не даст поставить точку.

Мяч передавай,

Игра «Назови по порядку» (Оборудование: «в олшебная палочка», картинки).

Педагог раздает картинки детям и начинает передавать "волшебную палочку". Тот, у кого в руках оказывается палочка, называет по порядку звуки, из которых состоит слово на его картинке.

Игра «Улиткины дорожки» (Оборудование: с хемы "Улиткины дорожки", картинки, маленький мячик).

Педагог раздает картинки детям и начинает передавать мячик. Тот, у кого в руках оказывается мячик, называет место заданного звука в слове, ориентируясь на схемы - «улиткины дорожки».

Игра «Живые звуки»

Игра проводится после того, как дети провели звуковой анализ какого-либо слова. Роль звука выполняют дети, которые по команде педагога должны занять своё место на схеме слова, нарисованной на асфальте.

Игра «Звук на место» (Оборудование: у педагога - набор предметных картинок, у каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка: красная - если работа идет с гласным звуком, синяя или зеленая - с согласным).

Педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

Игра «Где наш дом?» (Оборудование: н абор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом: 3,4 или 5).

Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители ряда выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другого ряда. За каждый правильный ответ засчитывается очко. Выигравшим считается тот ряд, который наберет большее количество очков. Эта же игра может быть индивидуальной. В таком случае правильность ответа каждого оценивается фишкой.

Игра «Звуковые дорожки» (Оборудование: прямоугольники, разделенные на клетки, красные, синие и зеленые фишки или квадратики, картинки).

Каждый ребенок получает прямоугольник ("звуковую дорожку") и цветные квадратики для обозначения гласных, согласных твердых и мягких звуков. Каждому ребенку предлагается картинка. Ребенок должен проанализировать звуковой состав слова и выложить схему слова с помощью квадратиков.

Игры для детей 6-7 лет

Игра «Живые буквы» (Оборудование: карточки с буквами, картинки).

Игру лучше проводить с группой детей. Взрослый показывает картинку и называет по ней слово, которое они будут составлять. Роль каждой из букв будут выполнять дети, у которых спереди прикреплены карточки с буквами. Дети Должны построиться в ряд так, чтобы можно было прочитать заданное слово. Слова подбираются простые, без орфограмм.

Например : мак, кот, дом, мышка, столик и т. д.

Игра «Топни - хлопни» (Оборудование: слова, в которых согласный звук произносится четко, с усилием, а гласный звук должен быть под ударением).

Игра проводится на слух. Взрослый сообщает ребенку: «Сегодня мы будем учиться слышать звуки и отличать их друг от друга». Для задания выбираются звуки, каким-то образом похожие друг на друга, например: О-У, Ы-И, М-Н, К-Т, П-Т и т. д. Пары согласных по глухости-звонкости (В-П, Д-Т, Г-К, В-Ф) - для детей 5 лет, и по твердости-мягкости (М-М", Т-Т", К-К" и др.) - для детей 6-7 лет.

Сначала игра проводится на отдельных звуках, затем на слогах и словах. Взрослый подбирает речевой материал и четко его проговаривает, а ребенок по инструкции взрослого на один из звуков хлопает, на другой - топает.

Например, различаются звуки [О-У].

Звуки: О, У, Н, У, О, Ы, О, У, А, М, У, Т, О и т. д.

Слоги: ОН, УК, ПО, УТ, КО, НУ, МО, УП, МУ и т. д.

Слова: Оля, утка, осень, окно, удочка, иду, корова, утро, озеро, Уля и т. д.

Игра «Выбери картинки» (Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на заданный звук, несколько картинок, начинающихся на другие звуки).

Взрослый раскладывает картинки на столе, дает инструкцию ребенку, что он должен выбрать те картинки, на которых изображены слова на определенный звук, например звук [к]. Затем взрослый четко называет все картинки, а ребенок выбирает из них подходящие (кот, пони, муха, конь, кофта, танк, кубик, конфета, нос, паук, мак, кукла ит. д.)

Игра «Разложи на кучки» (Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на разные звуки, по несколько картинок на каждый из них).

Взрослый раскладывает картинки на столе, называет их, затем дает инструкцию ребенку, что он должен объединить картинки в несколько кучек по начальному звуку.

Например:

[Л] - луна, лук, лошадь, лампа и т. д. [А] - автобус, ананас, арбуз, альбом и т. д. [У] - утка, удочка, улей, улитка, утюг и т. д. [М] - мак, муха, малина, машина, мост и т. д. [К] - кот, конь, кубик, кофта, кукла и т. д. [Н] - нос, нога, ножик, ножницы, носорог и т. д. [И] - ива, индюк, иголка, игрушки, иволга ит. д.

Игра «Повтори за мной слова» (Оборудование: подготовленные взрослым ряды слов, большинство из которых содержит в своем составе заданный звук, а остальные нет). Для игры используются слова с гласными (А, О, У, И, Ы) и согласными звуками, которые ребенок может правильно произнести ([М-Н], [Д-Т], [Г-К], [Б-П], [В-Ф], [X]). Для звонких согласных звуков [Д], [Б], [Г], [В] не допускается использование слов, в которых эти звуки стоят в конце и оглушаются. Отдельно друг от друга разбираются твердые и мягкие пары звуков. Гласный звук [О] может выделяться только в тех словах, в которых он находится под ударением, так как в других случаях он превращается в звук [А]. Гласный звук [Ы] выделяется только в середине и конце слова.

Взрослый произносит ряд сначала из 5-6, затем из 6-8 слов и дает ребенку задание запомнить и повторить только те слова, в которых есть определенный звук, например, звук [М]. Дается такой ряд слов: мама, кот, мыло, дом, паук, мост, бант, муха, нога, лимон. Из них ребенок должен повторить следующие слова: мама, мыло, дом, мост, муха, лимон.

Игра «Найди звук» (Оборудование: ряды картинок на определенный звук).

Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей.

Взрослый говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову предметы, изображенные на них, а вы внимательно послушайте и отгадайте, какой звук есть во всех этих словах». Затем взрослый показывает и называет ряд картинок, которые начинаются, например, со звука [К]: кот, конь, кофта, колесо, кукла, конфета, а дети должны ответить полным ответом: «Во всех этих словах есть звук [К]». Далее они должны вспомнить названные взрослым слова со звуком [К], придумать несколько своих слов с этим звуком.

Игра «Из одного слова - много слов»

Играющие должны составить из букв, входящих в какое-либо одно длинное слово, как можно больше других слов. Составленные слова должны быть существительными в именительном падеже. Буквы можно употреблять в любой последовательности, но в придуманных словах буква не должна повторяться чаще, чем в исходном слове.

Игра «Звуковое лото» (Оборудование: полоски, разделенные на 3 части, обозначающие начало, середину и конец слова, предметные картинки со словами на определенные звуки: гласные и глухие согласные - начало, середина, конец, звук [ы] - середина, конец слова, звонкие согласные - начало и середина слова).

Ребенок рассматривает и называет картинку с заданным звуком, затем кладет ее на первый, второй или третий квадратик в полоске в зависимости от его местоположения в этом слове. Начало слова - когда все остальные звуки идут после заданного звука, середина слова - другие звуки стоят до и после заданного, конец слова - остальные звуки стоят перед заданным звуком. Например, ребенку даны картинки со звуком [м]. На полоске они располагаются в квадраты в следующей последовательности: мак - сумка - дом.

Игра «У кого больше слов?» (Оборудование:

1 вариант - картинка, на которой собрано множество предметов с заданным звуком;

2 вариант - предметные картинки со словами, в которых есть заданный звук, фишки).

Играть можно с одним ребенком или с группой детей.

1 вариант. Взрослый показывает сюжетную картину (например, «Лес») и предлагает ребенку найти на ней как можно больше слов с заданным звуком.

За каждое слово ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.

2 вариант. Взрослый называет детям звук и показывает картинки со словами, в которых есть этот звук.

Затем картинки убираются, а дети должны назвать как можно больше слов по памяти. За каждое слово ребенок тоже получает фишку. По мере тренировки играть можно и без картинок, перебрасывая мяч между играющими и называя слова с условленным звуком.

Игра «Замени звук» (Оборудование: ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться).

Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.

Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.

Например , нужно заменить на [ч] первый звук: кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть, или последний звук: враг - врач, клюв - ключ, мел - меч.

По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.

Игра «Назови гласные»

Взрослый произносит слова по слогам, выделяя и протягивая гласные. Затем произносит только гласные в той последовательности, как они стояли в слове.

Например: ры-ба - ы-а; ба-ра-бан - а-а-а; кош-ка -о-а; мя-чик - я-и и т. д. Далее ребенок пробует самостоятельно протянуть гласные в слогах и назвать их по порядку.

При необходимости взрослый помогает ему в правильном делении слов на слоги. Сначала для игры подбираются двусложные слова с прямыми слогами, в которых гласные звуки не изменяются в зависимости от ударения или орфографического правила, т. е. слова пишутся и произносятся одинаково (исключаются слова типа оса, дорога, шина, лето), затем одно- и трехсложные слова и слова, содержащие стечение согласных.

Игра «Что получилось?» (Оборудование: картинки с изображением слов, которые должны получиться).

1 вариант. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и начинает называть слова, в которых опускает первый звук. Ребенок должен найти это слово по картинкам и назвать его. Например, (з)амок, (к)ошка, (м)ашина, (п)латье, (в)агон и т. д.

2 вариант. Взрослый подбирает слова так, чтобы все они начинались с одинакового звука. Он дает ребенку задание произносить каждый раз какой-то определенный звук, а сам после этого договаривает слово целиком.

Затем ребенок должен снова полностью повторить слово. Например, на звук [х] - (х)вост, (х)леб, (х)омяк, (х)алат.

На звук [ш] - (ш)пион, (ш)кола, (ш)пагат, (ш)уба.

На звук [к] - (к)лубок, (к)люч, (к)раска, (к)апуста.

14. Игра «Договори слово»

Оборудование: предметные картинки с изображением слов, которые должны получиться.

1 вариант. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и начинает произносить первый слог слова, а ребенок должен найти подходящую картинку и договорить недостающий слог в этом слове. Например, вил(ка), ар(буз), зме(я), ли(са) и т. д.

2 вариант. Ребенок произносит начальный слог, заранее условленный, а затем взрослый договаривает оставшиеся 1-2 слога, и они вместе повторяют получившееся слово целиком. Например, ка(ша), ка(рета), ка(мыш), ка(мень), ка(бан), ка(чели).

3 вариант. Теперь взрослый произносит начало слова, а ребенок договаривает недостающий заранее условленный последний слог и повторяет слово целиком. В зависимости от произносительных возможностей ребенка взрослый может подобрать слова, исключая звуки, которые ребенок произносит неправильно, или, наоборот, слова с определенным звуком, чтобы закрепить у ребенка правильное произношение звука.

Например: лав(ка), ре(ка), шиш(ка), лошад(ка), зай(ка), гал(ка), книж(ка); зме(я), семь(я), стан-ци(я), фе(я), шве(я); иг(ра), но(ра), у(ра), кону(ра), жа(ра), детво(ра); шко(ла), ска(ла), зерка(да), пастила) и т. д.

Игра «Вставь звук вторым в слово» (Оборудование: предметные картинки со словами, которые должны получиться).

Взрослый подбирает слова и предлагает ребенку вставить в них вторым какой-то определенный звук, чтобы получилось новое слово. Например, нужно вставить звук [л]: пан - план, бок - блок, газ - глаз, сон - слон, пот - плот или звук [р]: кот - крот, тон - трон, кошка - крошка, пятки -прятки, битва - бритва, тяпка - тряпка и т. Д.

Игра «Какого звука не хватает?» (Оборудование: предметные картинки на каждое слово).

Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.

Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.

Например, пиама - пропал звук [ж], вокал - звук [з], тарела - звук [к], конфеа - звук [т], мартыка - [ш], макаоны - [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.

Игра «Выбери звук» (Оборудование: ряды слов с одинаковым недостающим звуком в конце, предметные картинки, на которых изображены получившиеся слова).

Взрослый предлагает ребенку закончить слово звуком, выбрав подходящий из двух или трех предложенных.

Например, нужно закончить слово звуками [п] - [т] - [к]: като(к), тулу(п), биле(т), кусо(к), компо(т), Укро(п), вени(к), ма(к), ко(т), су(п), сто(п), замо(к) и т. д. Или звуками [ч] - [щ]: вра(ч), товари(щ), гра(ч), ово(щ), бога(ч), мя(ч), пла(щ), ле(щ) и т. д. Или звуками [ц] - [ч]: огуре(ц), клю(ч), зая(ц), во(ч)ь, обру(ч), колоде(ц), кала(ч) и т. д.

Слова подбираются в зависимости от произносительных возможностей ребенка: исключаются слова со звуками, которые он не может произнести правильно.

Игра «Угадай слово по гласным»

Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и предлагает найти среди них слово, в котором гласные расположены в заданной им последовательности. Он произносит только гласные, выделяя ударный, например, а - у" (паук), а - а" (глаза), ы- а (рыба) и т. д.

Сначала ребенку предлагаются слова из двух прямых, обратных или закрытых слогов, а по мере тренировки трех-четырех-пятисложные слова: а - ы - а (мар-тыш"-ка), а - ы- а (ма-ши"-на), э -а - а - о (экс-ка-ва"-тор) и т. д.

Игра «Переставь слоги или звуки»

1 вариант. Взрослый называет ребенку слова и предлагает поменять в них местами буквы или слоги, а затем повторить новое слово.

По мере тренировки можно играть с группой детей, когда слово с переставленными звуками или слогами загадывают водящему, а он должен его отгадать: лок - кол, мод - дом, зако - коза, бары -рыба.

2 вариант. Взрослый показывает сначала на простых примерах, что некоторые слова могут превращаться в другие, если переставить в них буквы (нос - сон, тело - лето, луг - гул, лес - сел) или слоги (ложа - жало, лыко - колы, насос - сосна). Постепенно по мере тренировки слова можно усложнить и увеличить в них количество букв.

Банка - кабан.

Мышка - камыш.

Волос - слово.

Баян - баня.

Марка - рамка.

Капал - палка.

Насос - сосна.

Колос - сокол.

Вобла - обвал.

Вилка - валик.

Майка - кайма.

Игра «Прохлопай слово»

Взрослый произносит слово, а ребенок Должен отхлопать каждый слог. После отхлопывания ребенок должен сказать, сколько слогов он насчитал.

В этой игре детям можно предлагать слова со стечением согласных звуков, при этом необходимо объяснить ребенку, что при стечении согласных деление слога проходит между ними: т. е. один согласный отходит в первый, а другой - во второй слог. Например, кош-ка, от-крыть, мед-ведь и т. д.

Игра «Придумай слово с определенным количеством слогов»

Взрослый отхлопывает или отстукивает определенное количество слогов, а ребенок должен придумать подходящие к ним слова по картинкам. Если он затрудняется назвать слово, взрослый повторяет ритм и произносит первый слог. По мере тренировки можно предлагать детям самим придумывать слова без использования картинок или выбрать водящим кого-нибудь из детей.

Игра «Назови заданный слог в слове»

Взрослый по слогам произносит слово из двух прямых слогов и просит ребенка назвать в нем первый, затем второй слог, например, ра-ма, во-да; далее ему предлагается следующее слово и т. д.

По мере тренировки взрослый предлагает ребенку двухсложные слова с обратными или закрытыми слогами, трех-четырехсложные слова (ма-ши-на) и слова со стечением согласных, например, мед-ведь.

Игра «Наоборот» (Оборудование: ряды слогов для преобразования).

Взрослый показывает ребенку, как превратить твердый слог в мягкий (или, наоборот, мягкий в твердый), если заменить в нем гласный звук. Например, пы - пи, мо - мё, бэ - бе, ла - ля, ну - ню, сё - со, ке - кэ, дю - ду, вя - ва.

Затем ребенок пробует преобразовывать слоги самостоятельно, а взрослый подбирает их так, чтобы они содержали звуки, которые ребенок произносит правильно.

Игра «Выложи слог, который услышишь» (Оборудование: счетные палочки, спички или фасоль).

Взрослый четко и медленно произносит слоги, содержащие звуки, которые ребенок может произнести правильно, и предлагает ему выложить буквы соответствующие звукам из палочек, спичек или фасоли.

Игра «Повтори за мной слоги, выделяя ударение»

Взрослый произносит ряд слогов, подчеркивая ударение, а ребенок прослушивает и старается повторить, соблюдая расположение ударного слога. На начальном этапе предлагается ряд из двух, а затем трех слогов: са’ - са; са - са’; ла’ - ла - ла’; ла - ла - ла’.

Игра «Найди ударный слог в слове»

Взрослый произносит слово по слогам, подчеркивая ударный слог, а ребенок должен услышать и повторить его. На начальном этапе предлагаются слова из двух, затем трех и более слогов.

Например, паук - ударный слог -ук; ёжик - ё-; зайчик - зай-; телефон -фон; осень - о-; малина -ли- и т. д.

Игра «Распутай слова» (Оборудование: предметные картинки на каждое из слов).

Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и называет слова, в которых переставлены слоги, а ребенок должен найти соответствующую картинку и назвать слово правильно. Например, ба-со-ка - собака, по-са-ги - сапоги, фет-сал-ка -салфетка, мо-са-лёт - самолет, сын-ко-ка - косынка, бё-ре-нок - ребёнок, ра-ба-бан - барабан, ка-рел-та -тарелка и т. д.

Игра «Какой новый слог появился в слове?»

Взрослый называет пары слов, отличающиеся друг от друга каким-то слогом: ребенок должен определить, какой слог появился или изменился во втором слове.

Например: рука - ру-баш-ка; корка - кор-зин-ка; розы - мо-розы; мушка - кор-мушка; ребенок - же-ребенок.

Игра «Придумай слово»

Проводится в подготовительной к школе группе, когда дети уже хорошо овладели звуковым анализом слов, слышат место звуков в словах.

Детям предлагается по уже нарисованной схеме слова придумать свои слова.

Игра «Домики для слов» (Оборудование: листы бумаги в крупную клетку, цветные карандаши или фишки синего, зеленого, красного цвета).

Каждый ребенок получает картинку и задание зарисовать схему слова ("поселить каждый звук в свою квартиру"). Дети используют для обозначения гласных звуков красный карандаш, для обозначения твердых согласных - синий, а для обозначения мягких согласных - зеленый и зарисовывают схему слова, предварительно самостоятельно произведя звуковой анализ слова.

Примечание.

Игра «Сколько слогов?» (Оборудование: набор цифр у каждого ребенка, картинки).

Каждый ребенок получает картинку и задание подсчитать количество слогов в слове любым известным ему способом (прохлопав, подсчитав гласные и т.п) и показать цифру, соответствующую количеству слогов в слове.

Примечание. Игра проводится с детьми 6-7 лет при условии достаточного владения навыками звуко - слогового анализа.

Усложнение. Дети должны построиться в том порядке, который соответствует количеству слогов в их словах (педагог подбирает соответствующий материал).

Игра «Какой звук спрятался в букве?» (Оборудование: буквы, игрушки).

Создается игровая ситуация, где игрушки-ученики в лесной школе, а ребенок-учитель (в группе роль учителя может исполняться поочередно каждым ребенком). Ребенок получает букву и задание назвать звуки, которые прячутся в данной букве. Также он должен назвать каким/какими являются данные звуки: гласными/согласными, твердыми/мягкими и объяснить почему.

Примечание. Игра проводится с детьми 6 -7 лет при условии достаточного владения навыками звуко - слогового анализа.


Картотека речевых игр для детей дошкольного возраста (4–5 лет)

1. Игры на развитие артикуляционной моторики :

Птенчик (открывать-закрывать рот)

Достань нос язычком

Любопытная змейка (острый язычок)

Поймай шарик (на шнурке небольшой шарик, который нужно достать зубами, губами, языком)

Лягушка (узким языком широко открыть рот и «поймать комара» )

Корова (имитация жующей коровы)

Зеркало (друг против друга : движения челюстью вправо-влево, вверх-вниз, язык вверх-вниз, щеки надуть-сдуть)

Зебра (улыбка, оголяем верхние зубы, затем нижние зубы)

Обезьянки (строим друг другу гримасы : оттопырить нижнюю губу, шлепаем нижней губой по верхней губе)

Заяц (покусать нижнюю губу)

Веселый клоун (Беззвучно удерживаем улыбку «И» 5-10сек)

Грустный клоун (беззвучно «У» 5-10сек)

Веселый и грустный клоун (чередуем «И-У» )

Рыбка (беззвучно губами произносим гласные звуки)

Песенка (губами произносим ббб, а пальчиком быстро возим по губам)

Почистим нижние зубки (языком возим из стороны в сторону по нижним зубкам)

Пройти по мостику (широкий язык лежит на нижней губе, на кончик языка кладем печенье, зубками покусываем язычок и захватываем печенье)

Киска сердится (кончик языка прижать к нижним зубам, боковые края языка поднять к верхним коренным зубам)

Золушка (языком почистить стенки-щеки)

Воздушный футбол (дуем на кончик язычка и произносим ффф, следим, чтобы дуть не надувая щек)

Вкусное варенье (облизываем губы)

Подуй на нос

Маляр (возим широким языком по небу)

Дятел (кончиком языка стучим по альвеолам за верхними зубками)

Индюк (широким язычком возим вперед-назад по верхней губе и произносим бл-бл-бл)

Лошадка (цокаем язычком)

2. Развитие фонематического слуха

Угадай, кто это? (узнаем по голосу ребенка)

Красный-белый (поднять красный кружок, если услышит заданный звук и белый – если звука нет)

Кто больше слов придумает на заданный звук (слог)

Повторялки (са-са-сы, сы-са-са)

Ты начни, а я закончу (са-са-са – на цветке сидит (оса)

Загадки с рифмованной отгадкой

Выбери слово (выбрать из стихотворения все слова со звуком С)

Закончи слово слогом (ко (са, ли (са)

Сделай мягким (са-ся, со-сё, су-сю, сы-си, сэ-се)

Закончи предложение (за-за-за – у Зои коза)

Подарки для Сони и Зои (у Сони все слова со звуком С : самолет, собачка, а у Зои все слова со звуком З :зайка, зонт, зубная щетка)

Покупки у Сони и Зои (по тому же принципу)

Кто больше слов придумает (придумать слова на заданный звук)

Найди игрушку с заданным звуком «По дорожке я пошел и игрушки я нашел»

Замени первый звук в слове (тапки-шапки, майка-шайка)

Скажи как я (громко-тихо)

В гору (поднимаемся вверх сначала легко-громко считают до 10, затем спускаемся вниз легко - тихо)

4. Игры для развития физиологического и речевого дыхания

Вертушка (чья вертушка дольше и быстрее будет вертеться)

Пастушки (губы и язык трубочкой, дуем на перышке)

Фокус (дуем на широкий язычок на нос, пытаясь сдуть перышко)

Попади ваткой в ворота (дуем на ватку, пытаясь забить гол в ворота)

Волшебное горлышко (дуем в горлышко узкой бутылки)

Лодочки плывут по озеру (дуем в таз с водой на лодочки)

Покатаем бревнышки (дуем на карандаши, катушки)

Сломанный телевизор (Артикуляция гласных звуков)

Веселый шарик (лопнул : с-с-с)

Насос (надуваем насос – с-с-с)

5. Развитие словаря и совершенствование грамматического строя речи

Съедобное - несъедобное (расширение словарного запаса)

По цепочке (обобщение, назовите овощи – дети по очереди называют : картофель , капуста, морковь и т. д.)

Мы не скажем, а покажем (один ребенок показывает движения, а дети их называют)

Чего не стало или что взял мишка (10 предметов)

Новые слова (образование новых слов : конфета - конфетница, конфетный)

Один – много (ваза-вазы и т. д.)

Удлиняй слова (куст-кустик, кустовой; дом-домик, домовой, домашний, домище и т. д.)

Похожие слова (синонимы : врач-доктор, шофер-водитель)

Назови ласково (мама – мамочка, мамуля, матушка)

Иностранец (описание предметов для иностранного гостя)

Добавь слово (На небе туча – На синем небе туча. – на синем небе темная, дождевая туча)

Урок Мальвины (составление предложений из заданных словосочетаний : лесная ягода – Ребята собрали лесную ягоду и приготовили вкусный пирог)

Помоги Незнайке (подружи слова в предложении : мама, готовить, пироги, вкусный – мама приготовила вкусные пироги)

Исправь ошибки Незнайки (Я весь босой; я укладил куклу спать)

Два брата (образование видовых пар глаголов) Брат – лентяй и шустрый брат : один встает – другой встал, одинсадится – другой сел. И т. д.

Задумай слово (классификация знаний о предмете) Пушистый, лакает молоко, мурлычет – кошка

Кто что умеет делать (подбор глаголов, обозначающие действия животных : журавли-курлычат, ворона-каркает, синица-тинькает, воробей-чирикает и др.)

Где что можно делать? (использовать в речи глаголы : например, что можно делать в лесу)

Закончи предложение (подбор глаголов, обозначающие окончание действий) Оля проснулась, оделась, побежала гулять и др.

Чьё? Чьё? Моё! (образование притяжательных прилагательных : хвост птичий, бычий, лисий и т. д.)