Про путешествия, ориентирование и про всё. Церковь трех крестов Церковь трех крестов

Про путешествия, ориентирование и про всё. Церковь трех крестов Церковь трех крестов
Про путешествия, ориентирование и про всё. Церковь трех крестов Церковь трех крестов

Церковь Трёх Крестов (фин. Kolmen Ristin kirkko ), также известная под названием «Церкви Вуоксенниска», - один из самых выдающихся образцов модернистской церковной архитектуры Европы. Построена в пригороде южнокарельского города Иматра по проекту и под наблюдением признанного мастера скандинавской архитектурной школы Алвара Аалто в 1958 году. В роли исполнителя проекта выступила местная строительная компания «Исола» (фин. Isola ). Церковь получила своё название по трём крестам, установленным в алтаре.

Лютеранская церковь
Церковь Трёх Крестов
Kolmen ristin kirkko
61°14′12″ с. ш. 28°51′22″ в. д. H G Я O L
Страна Финляндия
Местоположение Иматра , Ruokolahdentie 27, 55800 Imatra
Конфессия лютеранство
Епархия Диоцез Миккели
Архитектурный стиль модернизм
Автор проекта Алвар Аалто
Строитель Isola
Архитектор Алвар Аалто
Дата основания
Строительство - годы
Состояние отличное
Сайт imatranseurakunta.fi/22-…
Медиафайлы на Викискладе

Архитектура

Внутреннее помещение церкви делится на три последовательные части, которые могут быть отделены друг от друга раздвижными стенами, что позволяет организовать пространство исходя из нужд прихожан. Всего церковь вмещает до 800 человек, в алтарной части могут разместиться до 240. Алтарь поднят над уровнем пола незначительно, его площадка выполнена из мрамора. Скамьи для молящихся сделаны из ценных местных пород дерева. Уникальность церкви придают многочисленные (более сотни) окна, значительно отличающиеся по форме и размерам. Остеклению и размещению световых приборов Аалто традиционно придавал огромное значение: в ходе тщательных наблюдений за изменением освещения в течение дня и архитектурных и дизайнерских экспериментов он добивался уникальной игры света и тени. К церкви пристроена 34-метровая колокольня в виде хвостового оперения стрелы, на ней располагаются три небольших колокола.

Церковь "Трех крестов" построена в 1957г. архитектором Алваром Аалто. Она представляет собой, пожалуй, самое необычное и притягательное сооружение, выполненное в лучших архитектурных традициях того времени.

Свое название церковь получила благодаря трем крестам, изображенным на алтаре и символизирующим кресты на знаменитой горе Голгофе.

Несмотря на то что здание выстроено из обычного бетона, внутреннее убранство церкви поражает воображение своей благородной скромностью: итальянский мрамор, восточнокарельские породы древесины и отделка из льняной ткани. Уникальность церкви также заключается в поистине удивительной игре света и тени. Из сотни необычных окон только два будут идентичны. Колокольня церкви имеет форму стрелы, направленной ввысь. На ней установлены 3 колокола, один из которых родом из Яски.

Первостепенной целью создания такой церкви, расположенной в тихом и уютном месте и окруженной березами и соснами, являлось обеспечение общения меду Богом и прихожанами. Таким образом, ничто здесь не отвлекает человека от его намерений.

Церковь открыта для посещения в любое время, вход свободный.

«Современная архитектура не означает жёсткого использования новых материалов;
главное – это обработка материалов для человека.»
Алвар Аалто

Небольшой приграничный городок хорошо известен многим петербуржцам и особенно тем, кто неоднократно приезжал сюда за покупками. Внимание всех без исключения привлекает и знаменитый водопад Иматранкоски (Imatrankoski) в верхнем течении реки Вуоксы (Vuoksi), и расположившийся на её берегах Королевский, а лучше сказать Коронный, парк (Kruununpuisto), и впечатляющее здание гостиницы «Валтионхотелли» (Valtionhotelli), построенное в начале ХХ столетия в этом парке. А вот шедевр финского модернизма середины ХХ столетия видели не все. Находится он (шедевр) в районе города Иматры, который называется Вуоксенниска (Vuoksenniska), на удалении примерно километров 8–10 от основных достопримечательностей Иматры, расположенных в её центре – районe Иматранкоски. До Вуоксенниска пешком идти далековато, нужно ехать на автобусе или, в крайнем случае, . Кто останавливается в Иматре на несколько дней, могут себе это позволить, а «однодневки» – редко туда доезжают. Всё некогда.

Между прочим, этот шедевр построен знаменитым финским архитектором ХХ века, дизайнером, академиком архитектуры и, как его называют, «отцом модернизма» Северной Европы Алваром Аалто (Alvar Aalto). Это церковь трёх крестов (Kolmen ristin kirkko). Её также называют церковью в Вуоксенниска. Она является одним из лучших примеров культовой архитектуры стиля модерн в Финляндии и, относится к самым международно известным модернистским церквям страны. Церковь трёх крестов считают самым оригинальным церковным проектом.

Аалто начал проектировать церковь для города Иматры в 1955 году в связи с созданным двумя годами ранее генеральным планoм строительства города. Аалто взял за основу проекта отправной момент, вызванный конфликтом между религиозными и практическими задачами церкви. Он понимал, что церковь промышленного района несёт особую общественную задачу, что она не должна выделяться среди других общественных зданий своей монументальностью.

Аалто решил эту проблему, соединив церковный зал с помещениями для кружков и практической работы прихода, создав церковный зал, состоящий из трёх частей, которые можно отделить при необходимости друг от друга. Северо-западная часть зала – это основное сакральное помещение. Два других можно отделить от неё передвижными перегородками для одновременного проведения различных мероприятий. Передвигаемые электрическим мотором перегородки, толщиной 42 см, полностью звуконепроницаемые. Их деление на прямые и изгибающиеся части было задумано Аалто для решения акустических задач. В каждом зале около 300 посадочных мест. В церкви всего шесть входов, так что использование каждой отдельной части зала возможно в автономном режиме, не мешая другим. Вестибюль можно использовать как капеллу, откуда можно выйти на улицу, прямо на территорию кладбища, расположенного в сосновом бору. В подвале тоже есть дополнительные рабочие помещения. В общей сложности в церкви более 800 посадочных мест.

Лютеранское богослужение предполагает в церковном зале три основных объекта: алтарь, кафедру проповедника и хоры с органом, где часто располагается и хор. Современный орган построен на фабрике Вейкко Виртанена (Veikko Virtanen) в 1990 году и имеет три клавиатуры и 34 регистра. Все органы, построенные Виртаненым, сделаны вручную. Традиционно кафедра проповедника находися слева от алтаря, если смотреть из зала. В церкви нет алтарной картины, а на её месте находятся три белых деревянных креста, которые и дали название церкви. Они символизируют Голгофу. Епископ, освящавший церковь, подтвердил в своей речи, что три креста указывают на распятых Христа и двух воров.

Хоры с органом разместили с правой стороны от алтаря, над входом. Акустику внутреннего помещения проектировали с помощью небольшой модели, используя световые лучи, визуализирующие звуковые волны, отражаемые трубами.

Главная оконная стена церковного зала находится на юго-западной стороне здания. Окна и осветительные приборы расположены вверху, что создаёт в церковном зале очаровательную игру света и тени. Места расположения крестов и окон спроектированы так, чтобы во время богослужений тени крестов падали на стену. Из 103 оконных переплётов только два имеют одинаковую форму.

Детали внутреннего убранства Алвар Аалто также проектировал сам. Оно простое и чёткое. Алтарь и солея вытесаны из итальянского мрамора, скамьи из карельской красной сосны. Весь текстиль – лён. Церковный текстиль – работа художницы Греты Скогстер-Лехтинен (Greta Skogster-Lehtinen).

Внутренняя и внешняя стены северо-восточного фасада, между которыми убираются передвижные перегородки, отличаются по своей конструкции от других стен, также как и 34-метровая железобетонная колокольня, которая в аллегорической форме представляет направленную вниз стрелу. Колокольня довольно тонкая, на ней звонят три колокола. Два из них выполнены в 1958 году, а третий привезён из Энсо (Enso) – современный Светогорск. Своим решением при строительстве колокольни в Финляндии впервые была использована техника скользящей опалубки. Аалто стремился сделать белую колокольню выделяющейся среди заводских труб.

Белый цвет господствует в цветовом решении как внутренних помещений, так и экстерьере здания. Фасад – это оштукатуренные и выкрашенные в белый цвет кирпичи и бетон. Внутреннее помещение сплошь белое, не принимая во внимание спроектированный самим Аалто витраж, изображающий терновый венец. Спускающаяся книзу в юго-восточном углу тёмная медная крыша также создаёт яркий контраст.

К церковному комплексу относится и отдельно стоящий на юго-западной стороне церкви одноэтажный дом с волнообразной крышей; в доме – квартиры священника и служителей прихода. Белая бетонная стена соединяет дом с церковью и ограничивает церковный сад, создавая тихий уютный уголок для отдыха души.

В прошлое воскресенье я принял участие в экскурсии "Финский модерн по обе стороны границы ". Но, должен признаться, когда я решил поехать на эту экскурсию, меня интересовал совсем не модерн. Дело в том, что в Вуоксенниске, одном из пригородов Иматры, располагается церковь, построенная Алваром Аалто - архитектором, фанатом которого я являюсь. Поэтому и и решил не упускать этот шанс и отправился в поездку, а теперь предлагаю совершить виртуальную экскурсию по этому шедевру финского функционализма.


Церковь эта была построена в 1956-1958 годах.

Издалека видна колокольня храма с завершением необычной формы, напоминающим оперение стрелы:



Такая форма совершенно не случайна. Как писал сам Аалто: "В основу композиции положен мотив троицы; колокольня также состоит из трех частей, расширяющихся кверху. Подобной формой автор стремился достичь максимального отличия колокольни от заводских труб, которые господствуют над местностью ".

Дверь в храм (один из излюбленных приемов Аалто - деревянные решетки):

Ручка двери также весьма характерного "аалтовского" типа:

Один из характерных принципов не только функционализма, но и всей архитектуры первой половины прошлого столетия - проектирование "изнутри наружу". И Аалто в полной мере следовал этому принципу. Снаружи храм имеет необычную форму, однако определяется она именно его внутренним строением и требованиями эксплуатации здания.

Сам Аалто писал: "Она [церковь] представляет собой объем, образованный тремя следующими друг за другом залами. Их можно обозначить буквами А, В, С, где А является собственно помещением, в котором совершается таинство обряда. Два других зала соединяются с ним при помощи передвижных стен. В обычных условиях залы В и С служат нуждам прихода. Каждый зал рассчитан на неполные триста мест, в полном объеме около восьмисот мест .
план:

разрез:

макет здания (хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке):

Залы отделяются подвижными стенами (толщиной около 42 см), которые перемещаются с помощью системы подшипников и имеют массу, позволяющую достичь полной звукоизоляции .

...
Служба в лютеранской церкви предусматривает три главных архитектурных элемента: алтарь,

кафедру проповедника

Все три части расположены в главном помещении. Алтарь, будучи центральной частью, остается, как обычно, сбоку от кафедры. Если мы будем считать, что главной и труднейшей акустической проблемой в лютеранской церкви является достижение хорошей слышимости проповеди, то это закономерно приведет нас к проектированию асимметричного пространства. Расположенная напротив кафедры, по диагонали зала, длинная стена отражает звуковые волны гораздо сильнее, чем другие поверхности. Выбор определенной формы стены может способствовать наиболее правильному отражению звука.
Акустическая диаграмма:

В данном случае эта акустическая стена формируется из различных дугообразных и изогнутых частей, а плоскость окон наклонена по отношению к прихожанам.

Изогнутые части передвижных стен соединяются с дугообразными формами стены. В этом сооружении автор стремился одновременно к разрешению двух проблем, первая из которых почти целиком относится к психологической области (акустика), а вторая - к технической (эффективная изоляция залов один от другого)".

Как и обычно, особое внимание Аалто уделяет системе естественного освещения (со светом он всегда работает виртуозно). Алтарь подсвечен направленным фонарем верхнего света:


Также алтарь подсвечивают направленным светом боковые окна:



"Мотив троицы продолжается и внутри церкви в виде трех сводчатых залов. В алтаре этот мотив выражен в виде трех скромных белых крестов"




Аалто, как и обычно в своих проектах выступает в роли не только архитектора, но и дизайнера, проектируя мебель и светильники:







Вестибюль перед входом в зал:



И здесь тот же самый мотив троицы: на скамье три рамки (возможно для библий), подсвеченные верхним светом и с крестообразным декором:

К сожалению, полностью эффект освещения (сам вестибюль освещен довольно слабо, а рамки буквально плавают в столбах света) фотография не передает, так что надеюсь на фантазию читателей:

Теперь, осмотрев здание изнутри, обойдем его вокруг:





Фонари верхнего света крупным планом (без верхнего света не обходится практически ни одна постройка Аалто):

"Всего в церкви пять входов, один из которых расположен отдельно в восточной части здания. Автор счел необходимым устроить специальный вход потому, что церковь, помимо ее основных функций, как правило, используют для проведения собраний прихода, вплоть до собраний молодежных объединений":



Самая эффектная, боковая сторона церкви:

P.S. В субботу, 29 апреля , состоится премьера новой экскурсии "Чрево Петербурга. Вокруг Сенной площади".
Район окрестностей Сенной площади часто называют «Петербургом Достоевского». Он и в самом деле тесно связан с жизнью как самого писателя, так и героев романа «Преступление и наказание», и на нашей экскурсии мы, безусловно, затронем эту тему. Но Достоевский - далеко не единственный деятель русской культуры, жизнь и творчество которого связаны с этими местами, и в ходе нашей экскурсии мы будем говорить о Пушкине и Суворове, Гоголе и членах семьи Бенуа. Также мы увидим многочисленные архитектурные достопримечательности самых разных стилей - от барокко и классицизма, до модерна и сталинской неоклассики.

Узнать подробности и записаться можно здесь:

Церковь трех крестов, Иматра, Финляндия June 5th, 2014

Много раз я бывал в Иматре, но никак не добирался до второй (после порога) местной достопримечательности - знаменитой церкви Трех крестов постройки Алвар Аалто. В позапрошлые выходные, после соревнований под Выборгом и осмотра , мы туда заехали. Аалто - самый знаменитый финский дизайнер 20 века, и один из самых знаменитых в мире. Кроме того, что он был выдающимся дизайнером, он был еще и архитектором, который построил в Финляндии и за ее пределами десятки зданий, которые являются настоящими образцами “функционализма”. Одна из его работ находится в Иматре:

Найти ее несложно, от Иматры надо поехать по 6 трассе в сторону Йоэнсуу, второй съезд будет на Вуоксенниску (Vuoksenniska). Далее надо держаться указателей на Kolmen Ristin Kirkko. Сторо говоря, церковь не в Иматре, а в поселке Вуоксенниска. Но административно Вуоксенниска давно вошла в черту “города Иматра”. Здание построено в 1957 году. Похоже? Это очень необычная архитектура. В России этот период развития архитектуры практически не представлен. У нас в то время победил “сталинский ампир”.

Архитектура Аалто для людей, поэтому для того, чтобы понять, о чем идет речь - надо попасть внутрь. К сожалению, церковь была закрыта и половину впечатления я не получил. В здании 103 окна и только 2 из них имеют одинаковую форму.

Большинство из окон расположены в верхней части здания, поэтому свет из окон создает удивительную игру светотеней, которая меняется в зависимости от времени суток.

Высоченная колокольня доминирует над зданием.

В 1957 году церковь не была скрыта от дороги за деревьями, но это же Финляндия, здесь деревья не трогают. Конечно, без деревьев она смотрелась немного по-другому:

В церкви есть три “пространства”, которые могут быть разъединены с помощью раздвижных стен.

За неимением своих, фотографии внутреннего убранства церкви я взял вот здесь: http://alvaraaltosarchitecture.blogspot.ru/2013/02/alvar-aalto-in-imatra.html .
Здесь видны те самые раздвижные стены:


фото сайта alvaraaltosarchitecture.blogspot.ru


фото сайта alvaraaltosarchitecture.blogspot.ru


фото сайта